Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Как создавался дизайн тепловоза ТЭМ23: кейс от 2050.ЛАБ

6 марта 2023
Время чтения ~ 4 мин
3D-модель маневрового тепловоза ТЭМ23. Источник: 2050.ЛАБ
Шаршаков Алексей, шеф-дизайнер дизайн-студии Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ
Время чтения ~ 4 мин

Россия: Завершенная в конце 2022 года «Трансмашхолдингом» (ТМХ) сертификация тепловоза ТЭМ23 открывает новую страницу в портфолио производителя в сегменте маневровой тяги. Этот локомотив призван существенно повысить эффективность маневровых работ, станет базой для интеграции последующих решений ТМХ в части цифровых технологий, экологичности и т.д. Одной из задач при создании столь важной для холдинга машины стала интеграция утвержденного ранее бренд-ДНК в ее дизайн.

ТЭМ23 стал знаковым для 2050.ЛАБ: это первый локомотив, в дизайне экстерьера которого применены принципы бренд-ДНК. В рамках его создания мы определили эстетическую рамку и формообразующие элементы, призванные обеспечивать узнаваемость всей новой техники ТМХ широкой аудиторией. Основным ее элементом является геометрическая фигура гексагона, а установленные принципы будут сквозными в дизайне экстерьера и интерьера всего подвижного состава производителя – не только локомотивов, но и железнодорожного и городского моторвагонного подвижного состава, путевых машин.

При работе над проектом ТЭМ23 от нас требовалось интегрировать новый дизайн-язык ТМХ и компоновочные решения в локомотиве, применяемые коллегами из Брянского машиностроительного завода (БМЗ, входит в ТМХ). В локомотиве был применен модульный подход к конструкции локомотива и, соответственно, дизайн должен был его поддерживать. Это отразилось на формировании нового образа капотов тепловоза, где находится большинство сменных модулей (пневматическое оборудование, холодильная камера, силовая установка, электрическое оборудование).

Процесс переноса концепта бренд-ДНК на реальность Процесс переноса концепта бренд-ДНК на реальность (увеличить). Источник: 2050.ЛАБ

В первой итерации тепловоз ТЭМ23 приобрел более привычный облик по сравнению с концептом бренд-ДНК. На этом этапе мы продумывали разные версии обвесов рамы, закрывающих топливный бак и песочницы. Искали варианты исполнения торцевого люка для доступа в модуль капотной части и варианты кожуха кондиционера кабины.

В дальнейшем стало очевидно, что мы несколько отдалились от первоначальной концепции. Тогда мы стали еще раз искать «лицо» ТЭМ23 и думать над иными вариантами буферных фонарей. Хотелось сделать все чище и проще. В итоге с учетом технологических ограничений, упростив деталировку, мы получили более лаконичный образ тепловоза.

Первая итерация дизайна ТЭМ23 Первая итерация дизайна ТЭМ23. Источник: 2050.ЛАБ

Варианты дизайна рамы, кожуха кондиционера кабины и экстерьера капота ТЭМ23 Варианты дизайна рамы, кожуха кондиционера кабины и экстерьера капота ТЭМ23 (увеличить). Источник: 2050.ЛАБ

Варианты исполнения переднего щита, торцевого люка, фонарей и поручней на тепловозе ТЭМ23 Варианты исполнения переднего щита, торцевого люка, фонарей и поручней на тепловозе ТЭМ23 (увеличить). Источник: 2050.ЛАБ

Отдельным проектом можно считать кабину машиниста. Это, наверное, самый «зарегулированный» объект в локомотиве и вольности тут невозможны. Расположение органов управления описывают стандарты, требовалось в рамках этих ограничений улучшить эргономику, а значит – условия работы машиниста.

Во время работы над любым объектом HMI (human machine interface) важно натурно проверять свои решения. Для этого мы делали простой поисковый макет из пенокартона и синхронизировали его с VR-сценой для наглядной демонстрации интерьера кабины. Эта исследовательская работа позволила систематизировать рабочее пространство пульта машиниста. Подчинить логике расположение органов управления. Проработать сценарии работы машиниста.

Уже на этапе рабочего проектирования с коллегами из БМЗ сложилось конструктивное взаимодействие. В результате получился достаточно лаконичный пульт и упорядоченная организация пространства самой кабины.

Работа над дизайном кабины ТЭМ23 Работа над дизайном кабины ТЭМ23: а) эскиз пульта; б) натурный макет кабины; в) рендеры кабины (увеличить). Источник: 2050.ЛАБ

По результатам испытаний двух опытных машин были пересмотрены некоторые технические решения, и адаптация новых тоже потребовала участия дизайнеров. Эту работу 2050.ЛАБ выполнил в сотрудничестве с «ТМХ-Инжинирингом» и поставщиками.

Финальный дизайн ТЭМ23 и уже выпущенный локомотив на испытаниях Финальный дизайн ТЭМ23 и уже выпущенный локомотив на испытаниях (увеличить). Источник: 2050.ЛАБ, Роман Черинов/railgallery

Финальная модель очень близка к нашей концепции и стилистике бренд-ДНК ТМХ. При работе над проектом мы учитывали реальную практику эксплуатации таких машин. Это невероятное чувство – спустя год увидеть в металле то, что до этого было только на экране в 3D.

Автор: Алексей Шаршаков, шеф-дизайнер дизайн-студии Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ