Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Локомотивы Казахстана: проект внедрения газовой тяги активно развивается

4 сентября 2024
Время чтения ~ 6 мин
Модернизированный GE Transportation (поглощена Wabtec в 2019-м) тепловоз под тягу от СПГ в США
Модернизированный GE Transportation (поглощена Wabtec в 2019-м) тепловоз под тягу от СПГ в США. Источник: Vincet Laforet/GE
Кречетов Дмитрий, приглашенный автор
Время чтения ~ 6 мин

Казахстан: В конце июля соглашение о развитии поставок сжиженного природного газа (СПГ) с канадской энергетической компанией Condor Energies заключили национальный перевозчик «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) и основной игрок рынка тепловозов в Казахстане — американская Wabtec. С этим соглашением КТЖ продолжает целенаправленное движение к внедрению газомоторного топлива на железнодорожном транспорте.

Согласно новому документу, Condor Energies рассчитывает производить 120 тыс. т сжиженного природного газа (СПГ) в год, что должно быть достаточно для регулярной работы 125 локомотивов. В свою очередь Wabtec должна заняться производством новых тепловозов и переоборудованием действующих под СПГ.

Соглашение также предусматривает координацию участников в реализации проекта, чтобы объемы поставляемого топлива совпадали с темпом модернизации локомотивов. Должна быть создана рабочая группа, которая будет формировать ключевые показатели эффективности и мониторить их исполнение.

Согласно официальной презентации компании, основные проекты Condor Energies находятся в Средней Азии. Так, она участвует в разработке месторождений газа в Узбекистана, а также в создании мощностей по производству СПГ в Казахстане. К тому же последний выдал Condor Energies лицензии на разработку месторождений лития.

По заявлениям Condor Energies, на данный момент завершена предпроектная разработка первого завода по производству СПГ мощностью 790 тыс. л в сутки (120 тыс. т в год), что эквивалентно 450 тыс. л дизельного топлива. Строительство планируется недалеко от Актобе и займет 12-16 месяцев, запуск первой очереди намечен на 2026 год.

Локомотивы на СПГ для Казахстана

Над переводом парка тепловозов на СПГ в Казахстане работают уже несколько лет. Так, изыскания по переводу массовой серии грузовых тепловозов ТЭ33А(АС) на СПГ идут с начала 2020-х годов.

Грузовые тепловозы ТЭ33А на заводе ЛКЗ Грузовые тепловозы ТЭ33А на заводе ЛКЗ. Источник: ЛКЗ

Эти машины в Казахстане производит Wabtec на своем заводе «Локомотив курастыру зауыты» в Астане. Ее мощности позволяют выпускать до 120 локомотивов в год. Меморандум о переоборудовании локомотивного парка на СПГ Wabtec и КТЖ заключили в сентябре 2022 года. Дополнительно, в 2023 году было подписано рамочное соглашение о закупке новых локомотивов, в том числе и на альтернативной тяге.

Wabtec должна модернизировать тепловозы на СПГ по своей фирменной технологии NextFuel, которая была разработана для локомотивов серии Evolution в 2012 году. Она подразумевает применение в качестве топлива газодизельной смеси с долей природного газа до 80%. Для хранения и транспортировки газа применяется специальная цистерна-тендер, при этом сохраняется возможность работы локомотива на обычном дизельном топливе. Заявляется, что переход на СПГ увеличит запас хода более чем в 2 раза (с 1300 до 3000 км), а также сократит затраты на топливо на 26%.

КТЖ рассчитывает использовать работающие на СПГ локомотивы для ускорения перевозок по Транскаспийскому транспортному маршруту. Также переход на альтернативное топливо является частью государственной стратегии правительства Казахстана по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. По данным Condor Energies, использование СПГ в качестве топлива позволяет сократить выбросы CO2 на 30%, твердых частиц – на 95% и исключить выбросы серы.

Другой опыт по газовой тяге

В современной истории отрасли основные работы по газомоторному топливу для локомотивов также ведутся в США и России. Так, в 2013 году американский грузовой перевозчик BNSF при участии производителя GE (поглощен Wabtec в 2019 году) начал испытания локомотивов, работающих на СПГ и дизельном топливе. Тогда на газовое топливо были переоборудованы два тепловоза Evolution ES44AC, в качестве тендера использовалась цистерна. Позже к испытаниям также присоединились локомотивы SD70ACe от другого производителя Progress Rail, технология была протестирована в разных климатических зонах. В 2016 году перевозчик из Флориды FEC заявлял о начале коммерческой эксплуатации, но информации о дальнейшем развитии этого проекта нет. Тем не менее, Wabtec на своем сайте заявляет, что технология NextFuel является серийной с 2018 года.

Параллельно опытные проекты реализуются и в России. Так,  СПГ в качестве топливо применялось на магистральных газотурбовозах ГТ1 (позже ГТ1h) и маневровом тепловозе ТЭМ19, построенных «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) и «Трансмашхолдингом» (ТМХ) в 2007-2013 годах. Локомотивы прошли полный цикл испытаний и были запущены в опытную эксплуатацию, но в настоящее время не работают. При этом ГТ1 ставил мировой рекорд, проведя самый длинный грузовой поезд с одним локомотивом. Так, в 2011 году газотурбовозом был проведен поезд из 170 вагонов общим весом 16 тыс. т и длиной более 2,36 км.

Маневровый газотепловоз ТЭМГ1 в оренбургском филиале «Газпромтранса» Маневровый газотепловоз ТЭМГ1 в оренбургском филиале «Газпромтранса». Источник: Газпром

Используя полученный опыт, СТМ разрабатывает линейку магистральных и маневровых газовых локомотивов следующего поколения. Так, работающий на СПГ четырехосный маневровый тепловоз ТЭМГ1 уже проходит опытно-промышленную эксплуатацию, готовится проектирование восьмиосного маневрового тепловоза ТЭМГ7 и магистрального 2ТЭ35АГ. Аналогичные проекты шестиосного маневрового ТЭМ29 и трехсекционного магистрального 3ТЭ30Г есть у ТМХ. Спрос обеспечивается соглашением, действующим между производителями, РЖД и «Газпромом». Также ему должна способствовать государственная поддержка, закладываемая в направлении стимулирования развития рынка газомоторного топлива в России.

Дополнительно в 2022 году компанией «Железные дороги Якутии» проводилась опытная эксплуатация локомотивов 2ТЭ3250 (SD42ACe) на смеси газа и дизельного топлива, в качестве тендера использовалась криогенная цистерна для СПГ. Планировалась закупка партии таких локомотивов у Progress Rail, но она не состоялась.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK