Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Маломощные локомотивы: серию ТЭМ31М закупает РЖД, ТГМК2 — в ожидании заказчиков

10 февраля 2022
Время чтения ~ 5 мин
Тепловозы ТЭМ31М производства ЯЭРЗ для РЖД
Тепловозы ТЭМ31М производства ЯЭРЗ для РЖД. Источник: Сергей Васильев, trainpix.org
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин

Россия: В 2019 и 2021 годах РЖД приобрели у «Локотеха» суммарно 9 тепловозов ТЭМ31М с электропередачей. В свою очередь «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) получила порядка 20 запросов от ППЖТ на тепловозы ТГМК2 с гидропередачей.

ИЗМЕНЕНО: Уточнена мощность базовой версии ТЭМ31М (418 кВт), дополнена информация по мощности обновленной версии (447 кВт). Скорректировано актуальное количество членов Ассоциации «Промжелдотранс» со 120 на 140.

В 2021 году по заказу РЖД на Ярославском электровозоремонтном заводе (ЯЭРЗ, входит в «Локотех», в периметре группы ТМХ) изготовили 4 усовершенствованных двухосных тепловоза ТЭМ31М. Первый пилотный образец был выпущен в 2013 году, а в 2019 году началось производство базовой версии мощностью 418 кВт. Для поставок в 2021 году модель была обновлена.

Как отмечают в «Локотехе», обновленный ТЭМ31М обладает более мощным двигателем (мощность машины — 447 кВт), имеет звуковую сигнализацию, систему дистанционного управления с автоматическим запуском дизеля и другие конструктивные особенности. Также новый ТЭМ31М может управляться по системе многих тяговых единиц, а именно в сцепке могут работать две машины. На входе в турбокомпрессор установлен воздушный фильтр сухого типа, исключающий необходимость постоянной замены масла в фильтре и его контроля, а также повышающий надежность силовой установки локомотива. В системе автоматики ТЭМ31М применен новый редуктор 348Л-03.

Обновленный тепловоз ТЭМ31М Обновленный тепловоз ТЭМ31М. Источник: Локотех

Пока заказчиком ТЭМ31М является только РЖД: в холдинге сообщили ROLLINGSTOCK Agency, что в среднесрочной перспективе планируют покупать по 5 таких машин в год. Такой же план производства и у ЯЭРЗ на этот год.

В РЖД отмечают, что основными преимуществами ТЭМ31М являются компактные размеры позволяющие производить маневровые работы на поворотных кругах в депо, наличие требуемых тяговых свойств, высокая экономичность в эксплуатации и минимальные ремонтные затраты. Также холдинг позитивно оценивает комфортные условия труда для машинистов и простоту в управлении. «Из минусов – высокая стоимость тепловоза, обусловленная использованием импортных комплектующих», — указывают в РЖД.

В конце 2020 года маломощный двухосный маневровый локомотив ТГМК2 сертифицировал и другой производитель – СТМ. Его выпускает входящий в СТМ завод «Калугапутьмаш». В машине применена гидромеханическую передача (в ТЭМ31М – электрическая) с целью обеспечить возможность его эксплуатации в условиях повышенной влажности и запыленности. Мощность установленного на ТГМК2 двигателя КАМАЗ составляет более 400 кВт и, как заявляют в СТМ, он способен водить составы весом до 2500 тонн. По данным СТМ, стоимость ТГМК2 на 30-40% ниже, чем у больших четырехосных тепловозов.

Маневровый тепловоз ТГМК2 на территории Таганрогского металлургического завода, июнь 2021 года Маневровый тепловоз ТГМК2 на территории Таганрогского металлургического завода, июнь 2021 года. Источник: Игорь Лагутин, trainpix.org

Однако пока отгрузок ТГМК2 не было. В 2021 году он был направлен на опытную полугодовую эксплуатацию на площадке Таганрогского металлургического завода (входит в состав «Трубной металлургической компании»), где услуги промышленной логистики оказывает «дочка» СТМ – «СинараПромТранс». Затем локомотив вернулся на «Калугапутьмаш» для доработок.

В РЖД сообщили, что для обслуживания гидромеханической передачи требуется специальное оборудование, а в локомотивных депо перевозчика практически не осталось тепловозов старых серий с гидропередачей. «Коммерческих предложений со стоимостью ТГМК2, размером ставки сервисного обслуживания и технико-экономическим обоснованием эффективности не поступало», — отмечают в холдинге.

В самой СТМ делают ставку на спрос на ТГМК2 со стороны промышленности: пищевой и легкой промышленности, оборонного комплекса. «Кроме того, он идеально подойдет для межцеховых работ и обслуживания промышленной инфраструктуры», — считает производитель.  Сам тепловоз разрабатывался в тесном взаимодействии с ассоциацией «Промжелдотранс» (объединяет более 140 предприятий промышленного железнодорожного транспорта). В СТМ сообщают, что за последние 2 месяца получило порядка 20 запросов от представителей ППЖТ.

Как говорит исполнительный директор ассоциации «Промжелдортранс» Александр Маняхин, эксплуатационные характеристики ТЭМ31М и ТГМК2 соответствуют требованиям, которые объединение устанавливало в техническом задании (в его разработке принимали участи производители, исследовательские центры и промышленность). «Безусловными плюсами являются параметры по снижению затрат на обслуживание на порядка 30% на всем жизненном цикле, снижение расхода топлива и смазочных материалов», — отмечает преимущества машин Маняхин.

По данным журнала «РЖД-Партнер», по состоянию на лето 2021 года общий парк тепловозов предприятий-членов ассоциации «Промжелдортранс» насчитывал 1,5 тысячи локомотивов, из которых 95% находятся за гранью назначенного срока службы, а более 60% его составляли машины с гидропередачей. Александр Маняхин говорит, что ТГМК2 является заменой для старых машин моделей ТГМ23, ТГК2 и ТГМ40, а их доля составляет не более 5%. По его словам, на колебаниях в планах обновления парка сейчас сказывается несколько причин, в том числе пандемия Covid-19.