Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Маневровый локомотив от Operail и CZ Loko допущен к работе в Финляндии

15 августа 2022
Время чтения ~ 4 мин
Первый день работы тепловоза C30-MF в порту города Котка
Первый день работы тепловоза C30-MF в порту города Котка. Источник: Конста Куокка, railwaygazette.com
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Финляндия: После успешного завершения полугодичных испытаний эстонский государственный грузовой перевозчик Operail получил разрешение от финского агентства по безопасности на транспорте Traficom на ввод в эксплуатацию на путях общего пользования тепловоза C30-MF совместного производства с CZ Loko.

Operail начала оказывать услуги по перевозке грузов в Финляндии осенью 2020 года, создав дочернюю компанию Operail Finland. В стране она оперирует парком из 9 тепловозов Wabtec PowerHaul. По словам председателя правления Operail Рауля Тоомсалу, запуск локомотива C30-MF в порту города Котка значительно упростит выполнение маневровых работ, поскольку раньше они выполнялись магистральными тепловозами PowerHaul.

Погрузка тепловоза C30-MF на корабль Погрузка тепловоза C30-MF на корабль. Источник: Рауль Меэ, Operail

Новый локомотив C30-MF является модификацией тепловоза С30-М, который Operail выпускает совместно с чешской CZ Loko в депо эстонского города Тапа. Первый С30-М был представлен осенью 2018 года, с этого времени было произведено 12 локомотивов данной серии. При сборке тепловоза С30-М используется рама и тележки от магистрального тепловоза C30-7Ai, выпускавшегося американской GE Transportation (c 2018 года в составе Wabtec) в 1976-1986 годах, и модули основного оборудования производства CZ Loko. Силовая установка состоит из генератора Siemens 1FC2 631-6 и дизельного двигателя Caterpillar 3512CHD мощностью 1550 кВт, который соответствует стандартам выбросов Stage IIIA. Cила тяги при трогании с места составляет 436 кН, длительного режима – более 289 кН. В модификации для Финляндии, получившей обозначение C30-MF, пришлось внести изменения в системы заправки и радиосвязи, а также переточить профиль колесных пар, чтобы адаптировать локомотив для эксплуатации на колее шириной 1524 мм вместо 1520 мм.

Operail освоила компетенции по производству тягового подвижного состава в 2017 году, выпустив тепловоз С30-М в депо города Тапа. Он стал первым локомотивом, собранным в стране за последние 86 лет. В 2019 году совет Operail принял решение о реструктуризации Тапаского депо, в результате которой площадка прекратила оказывать услуги по ремонту вагонов и полностью сконцентрировалась на производстве локомотивов.

Кроме сборки тягового подвижного состава, депо также специализируется на модернизации локомотивов, находящихся в парке перевозчика. Так, в 2021 году был реализован проект по переводу на газодизельную тягу магистрального тепловоза C36, выпущенного американской GE в 1985 году. Топливный бак машины объемом почти 18 тыс. л был разделен на три части: по краям остались емкости для дизельного топлива, а в центре разместили емкости для СПГ. Также локомотив оборудовали системой контроля расхода топлива. Ожидается, что данный проект стоимостью около €250 тыс. позволит на 30% снизить затраты на топливо, на 20% – выбросы CO2. Как говорит Рауля Тоомсалу, в зависимости от результатов тестовой эксплуатации локомотива будет принято решение о дальнейшем переводе на газодизельную тягу остальных тепловозов C36, принадлежащих перевозчику.

Тепловоз C36, модернизированный под газодизельную тягу, на испытаниях, видео от апреля 2022 года. Источник: Operail

Однако в том же году Operail подписала письмо о намерениях с эстонским производителем водородных топливных элементов Stargate Rail, которое предусматривало реализацию проекта перевода тепловоза C36 уже на водородно-аккумуляторную тягу. Опытный образец должен быть готов к концу 2022 года. Дизельный двигатель планируется заменить силовой установкой, состоящей из водородных топливных элементов с мембраной из полимерного электролита и литий-ионных аккумуляторов. После сертификации водородного локомотива такую же модернизацию могут пройти еще 40 тепловозов. Ожидается, что это позволит снизить выбросы CO2 на 370 т в год на каждом локомотиве. Разработку водородной маневровой машины в прошлом году анонсировала и CZ Loko.