Россия: В ноябрьском приложении «Business Guide – Транспорт» к газете «Коммерсантъ» вышел большой материал о перспективном тяговом подвижном составе для нужд РЖД с акцентом на моделях от «Синара – Транспортные Машины» – магистральных электровозах 3ЭС8 и тепловозах 2ТЭ35А. В комментарии изданию рассказал о предпосылках создания новых локомотивов, их особенностях и актуальности долгосрочного заказа. Привожу его полную версию ниже.
Работа над новыми магистральными электровозами и тепловозами началась несколько лет назад в соответствии с техническими требованиями РЖД. Перевозчик поставил перед локомотивостроителями задачу создать эффективную тягу нового поколения для вождения составов не менее 7100 т на сложном рельефе Восточного полигона.
Ключевой требованием для локомотивов, которые планируются к крупносерийному заказу, стало применение асинхронных тяговых электродвигателей, которые повысят посекционную мощность и тяговые характеристики. Соответственно, такой привод предусматривают все локомотивы, которые сейчас ставятся в производство: у «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) это электровозы платформы ЭС8 и тепловозы платформы ТЭ35, а у «Трансмашхолдинга» (ТМХ) – электровозы ЭС9 и тепловозы ТЭ30, имеющие унифицированную ходовую часть, то есть единую платформу. Стоит отметить, что все проекты тепловозов также предполагают применение газомоторной тяги с дополнительной цистерной-тендером.
Электровоз 3ЭС8 «Малахит». Источник: СТМ
Электровоз 3ЭС8 стал первенцем этой работы – он в 2023 году был сертифицирован к серийному выпуску и в начале 2024-го пошел в эксплуатацию. Заявлялось, что в ходе опытных поездок по Октябрьской железной дороге с равнинным профилем 3ЭС8 провел состав весом 12300 тонн.
Другая разработка – тепловоз 2ТЭ35А – еще находится в стадии создания опытного образца. Это важный и амбициозный проект для СТМ, так как с ним компания планирует выйти в сегмент магистральной тепловозной тяги и начать конкурировать с ТМХ. В тепловозе должен быть применен российский дизель нового поколения с высокими показателями топливной эффективности и соответствующий экологическому стандарту Stage IIIA. Нестандартным решением стало применение восьмиосной ходовой части – по две тележки объединены промежуточной рамой. Производитель указывает, что такая конструкция обеспечивает плавность поворота и уменьшает износ колес. В то же время эксплуатация должна показать, как применение дополнительных механизмов будет влиять на надежность ходовой части.
По электровозу 3ЭС8 и тепловозу 2ТЭ35А уже действуют твердые контракты, однако пока они носят штучный характер (по 2ТЭ35А в контракт будущей вещи заложена система опционов, которые пока не реализованы). В то же время все локомотивы нового поколения – и от СТМ, и от ТМХ – включают много новых технических решений: упомянутые привод и дизели, а также тяговые преобразователи с IGBT-модулями, новые тележки и многие другие узлы.
С учетом современных геополитический реалий в подвижном составе делается ставка на максимизацию отечественной компонентной базы – для локомотивов это тысячи номенклатурных позиций, включая субкомпонентный уровень. Заключение долгосрочных твердых контрактов, которое сейчас прорабатывается на государственном уровне, обеспечит своевременность как в постановке комплектующих в производство, так и, соответственно, в поставках самих локомотивов в нужных объемах. Так, РЖД заявляли потребность в 7,3 тыс. магистральных грузовых электровозов и тепловозов в 2025-2035 годах.
Автор: Сергей Белов, основатель и главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK