Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Олег Валинский: «В 2024 году хотим представить линейку полностью отечественных локомотивов»

25 апреля 2023
Время чтения ~ 4 мин
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник дирекции тяги РЖД
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник дирекции тяги РЖД. Источник: РЖД
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: Заместитель генерального директора – начальник дирекции тяги РЖД Олег Валинский провел брифинг для представителей СМИ, где подробно рассказал о текущей работе локомотивного комплекса. ROLLINGSTOCK участвовали в мероприятии и выделили ключевые моменты.

1. План закупок в 602 локомотива на 2023 год сохраняется с возможностью его увеличения. При этом, по словам Олега Валинского, основной производитель электровозов переменного тока – Новочеркасский электровозостроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг», ТМХ) – работает «около порога возможностей», предполагается дополнительный заказ только двух электровозов 4ЭС5К.

2. Поставки новых моделей локомотивов зависят от темпов суверенизации компонентной базы. Как указал Олег Валинский, процесс внедрения новых компонентов идет, сложности сохраняются в части подшипников, редукторов, преобразователей, изоляционных материалов и др. Он заявил, что линейку локомотивов с полностью суверенной компонентной базой планируется представить в 2024 году. В свою очередь создание аналога пассажирского двухсистемного электровоза ЭП20 запланировано на 2025 год: машине предварительно присвоена серия ЭП40.

Олег Валинский также сообщил, что контракт с ТМХ на поставки новых маневровых тепловозов ТЭМ23 пока не подписан, так как производителем еще не предоставлена цена и оценка стоимости его жизненного цикла. К тому же готовы контракты будущей вещи на тепловозы 3ТЭ28 и электровозы 2ЭС9, однако РЖД ждет позиции по ним от производителя – ТМХ.

3. Реализацию проектов внедрения альтернативной тяги сдерживает неготовность силовых установок. Так, Олег Валинский ожидает, что локомотивы с газовой тягой будут готовы для серийного заказа в 2026 году. Такой же срок сохраняется по водородной маневровой машине: Олег Валинский сообщил, что технические условия переданы и ТМХ, и «Синара – Транспортные Машины» (СТМ). В ходе пилотной эксплуатации будет оцениваться их экономическая эффективность, в том числе в части затрат на создание заправочной инфраструктуры.

4. Около 4 тыс. локомотивов в РЖД сейчас эксплуатируются по контрактам жизненного цикла. Это примерно 20% общего парка перевозчика. По проекту автоматизированной системы «Доверенная среда локомотивного комплекса» (цифровая экосистема обмена информацией между РЖД, сервисными компаниями и производителями) недавно была полноценно решена задача актуального отражения обстановки с эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава. Как говорит Олег Валинский, принят подход полной открытости по предоставляемым данным как РЖД, так и сервисными компаниями. «Колоссальнейший объем данных заложен туда», — отмечает он.

Система является важнейшим элементом перехода на смарт-контракты, когда вся информация о состоянии узлов и компонентов будет передаваться с борта локомотива, а сервисные компании начнут реализовывать предиктивный подход к обслуживанию. Однако, как отметил Олег Валинский, узким местом остается качество работы подрядчиков второго уровня – поставщиков производственного оборудования, которое также может отказывать.

Электровоз 3ЭС5К на Дальневосточной железной дороге Электровоз 3ЭС5К на Дальневосточной железной дороге. Источник: andrey92/railgallery

5. В 2022 году РЖД расчетно определили, что объективный коэффициент готовности локомотивов к эксплуатации сегодня составляет 0,93, что ниже зафиксированного ранее норматива 0,95. По словам Олега Валинского, наличие такой аргументации простимулировало сервисные компании – «ЛокоТех» и «СТМ-Сервис» — активнее вкладываться в развитие сервисных депо: компании набрали около 600 человек, ремонтируют и внедряют новое линейное оборудование, восстанавливают колесные, электромашинные цеха и др. Это привело к росту качества ремонта, снижению отказов и их влияния на простой парка.

6. В 2023 году для применения на всей сети закупаются 10 устройств активации трения (УАТЛ). «Если они покажут свою состоятельность, то с начала 2024 года мы включим применение устройств активации трения в технические условия для всех закупаемых локомотивов», — сообщил Валинский. Сейчас с УАТЛ эксплуатируется один локомотив, электровоз 3ЭС5К-1147, и работает практически без применения песка.

7. На данный момент РЖД приобретены порядка 10 комплектов технического зрения для маневровых локомотивов, но пока Олег Валинский охарактеризовал их «неоправданно дорогими». По его словам, технология позволяет избежать убытков, связанных с проездом на запрещающий сигнал, однако экономический эффект исчерпывается пределом закупки в 12 устройств. «Все остальное будет абсолютно нерентабельно», — указал Олег Валинский. Ранее РЖД отмечали необходимость оптимизации стоимости такого оборудования со стороны производителей.