Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

От CKD6E к CKD6S: эволюция маневрового тепловоза CRRC для «Пространства 1520»

25 апреля 2025
Время чтения ~ 7 мин
Маневровый тепловоз CKD6E в депо Караганды-Сурыптау
Маневровый тепловоз CKD6E в депо Караганды-Сурыптау. Источник: motowoz/wikipedia
Волковский Дмитрий, автор канала «Мир железных дорог, техники и технологий»
Время чтения ~ 7 мин

Казахстан: В апреле CRRC получила сертификат соответствия ТР ТС 001/2011 на серийный выпуск до апреля 2030 года маневровых тепловозов CKD6S. Локомотивы с прошлого года поставляются в рамках масштабного контракта с национальным перевозчиком «Казахстана Темир Жолы». Их выпуск налажен на заводе в китайском Цзыяне.

Тепловозы CKD6S являются обновленной версией локомотивов CKD6Е. Эксперт отрасли и автор канала в Яндекс.Дзен «Мир железных дорог, техники и технологий» Дмитрий Волковский ранее подготовил подробную статью о конструкции и технических характеристиках CKD6Е, в том числе в сравнении с новой моделью. ROLLINGSTOCK публикует ее в полном объеме с небольшой редактурой.

CKD6S/CKD6Е — маневровый тепловоз c передачей переменно-постоянного тока, производимый в Китае. Тяговый генератор переменного тока через выпрямительную установку подает питание на тяговые, коллекторные двигатели постоянного тока. Осевая формула локомотива — 30-30, то есть он имеет две трехосные тележки, тут все в традиционном исполнении, знакомом для нас еще по тепловозам ТЭМ2 и ЧМЭ2.

Тепловоз был разработан в Цзыяне для железных дорог колеи 1520 мм в странах Средней Азии. Ширина колеи 1520 мм является основной для этих моделей, однако по требованию заказчика они могут комплектоваться и тележками для колеи 1435 мм.

Первые локомотивы CKD6S по прибытию в Казахстан Первые локомотивы CKD6S, прибывшие в Казахстан. Источник: Дмитрий Волковский

С конца 2012 года сборка локомотивов этой серии также была локализована в Казахстане под маркой ТЭМ-KZ с отдельной нумерацией. Сейчас более 150 маневровых тепловозов этой серии достаточно успешно эксплуатируются в Казахстане и более 70 — в Туркменистане. К первым локомотивам был ряд замечаний: в частности, длиннобазная конструкция дорабатывалась по конструктивным элементам базы для вписывания в кривые малого радиуса. Кстати сказать, на тепловозе CKD6S длина локомотива была существенно уменьшена.

Тепловоз имеет традиционную компоновку маневрового локомотива с кузовом капотного типа, с внешним коридором. Кабина заметно смещена от центра к короткому капоту. Если для нас основной пульт машиниста традиционно направлен в сторону длинного капота, то китайцы мыслят зеркально. Немного лоска добавляют хромированные по кругу установленные поручни и перила ступеней. На четырех углах — лестницы с хромированными поручнями.

Маневровый тепловоз CKD6E сверху Маневровый тепловоз CKD6E сверху. Источник: Дмитрий Волковский

В машинном отделении имеется боковая дверь для удобства ремонта. В кузове установлены устройства для теплоизоляции, отопления, пожаротушения и вентиляции.

Тепловоз CKD6E оснащен дизелем типа 6240ZJB в паре с главным синхронным генератором типа TFQR-3000 и тяговый электродвигатель типа ZQDR-410. Эксплуатационная мощность на выходе составляет составляет 990 кВт. В тепловозе CKD6S применен тот же четырехтактный, линейный, шестицилиндровый дизель 6240ZJB номинальной частотой вращения вала 1100 об./мин, с тем же синхронным главным генератором TQFR-3000 при номинальной частоте вращения вала 1100 об./мин. Значение емкости полной мощности выработанного переменного тока составляет 2985 кВА (киловольт-ампер): эта величина определяет нагрузку на компоненты, которые зависят от силы тока, при этом номинальное напряжение на выходе составляет 438/613 В, а номинальный ток — 3936/2805 A с частотой 165 Гц. Итоговый номинальный коэффициент мощности составляет 0,95.

Генератор имеет обмотки независимого возбуждения с номинальным напряжением 101/112 В и номинальным током возбуждения 244/272 A. Однако в заявленных характеристиках при том же значении эксплуатационной мощности на выходе 990 кВт указано на 10 л. с. меньше — 1340 л. с. (985,5 кВт). Обе модели включают одинаковый тяговый электродвигатель ZQDR-410 номинальной мощности 410 кВт напряжением 550 В с номинальным током 800 A. Его КПД при номинальных значениях составляет 93,6% с максимальным током 570 A, развивая максимальную скорость вращения при постоянной мощности 1773 об./мин в номинальном режиме и общую максимальная скорость вращения 2365 об./мин. Масса одного тягового электродвигателя составляет 2980 кг, для охлаждения которого требуется объем охлаждающего воздуха 110 м3/мин.

Ходовая часть тепловоза CKD6Е Ходовая часть тепловоза CKD6Е. Источник: Дмитрий Волковский

Нагрузка от колесных пар на рельсы — 22 т, максимальная скорость — 80 км/ч. Также применяется компьютерная управляющая система. Изначально были проблемы вписывания в кривые малого радиуса, что потребовало внесения доработок «по живому» с вырезанием проемов в раме под ход тележек с укреплением конструкции. В итоге радиус проходной минимальной кривой сейчас составляет 80 м.

Тепловоз имеет одну кабину машиниста, которая значительно смещена в одну сторону. Внешний коридор, длинный конец представляет собой направляющую сторону локомотива. Тепловоз имеет вспомогательную камеру, камеру охлаждения, силовую камеру, электрическую камеру. Кабина машиниста имеет два пульта управления вперед и назад.

Кабина машиниста тепловоза CKD6S Кабина машиниста тепловоза CKD6Е. Источник: Дмитрий Волковский

Кабина машиниста тепловоза CKD6S Кабина машиниста тепловоза CKD6S. Источник: Дмитрий Волковский

Дизель приводит в движение главный генератор для получения трехфазного переменного тока, который после выпрямления передается в 6 параллельно соединенных тяговых электродвигателей. Каждый тяговый электродвигатель приводит во вращение одну колесную пару с помощью одной передаточной шестерни на большое зубчатое колесо колесной пары.

Во вспомогательной камере смонтирован подогреватель и система источника подачи обдувочного воздуха, состоящая из агрегата воздушного компрессора и воздушного осушителя. В верхней части камеры охлаждения установлены группа радиаторов и вентилятор холодильника, на нижней части — гидростатическая коробка скоростей, мотор-вентилятор охлаждения заднего тягового двигателя, гидростатическая система и др. В силовой камере установлены дизель-генератор, топливные, масляные и воздушные фильтры, насосы подачи топлива и масла, трубопроводы, клапаны системы водяного охлаждения и др. Наверху силовой камеры установлена вентиляционная машина для кузова, которая удаляет дым и отводит тепло из машинного отделения. Для удаления помехи в выпускной системе дизеля предусмотрен звукоглушитель, который установлен на крышке силовой камеры.

В электрической камере установлены контрольный электрошкаф, кремниевый выпрямительный шкаф, пусковая коробка передач, пусковой генератор, передняя вентиляционная машина тягового двигателя, генератор возбуждения и др. Локомотив оснащен микропроцессорной системой управления.

Шкаф оборудования радиостанции и локомотивной системы безопасности движения БОРТ в тепловозе CKD6S Шкаф оборудования радиостанции и локомотивной системы безопасности движения «БОРТ» в тепловозе CKD6S. Источник: Дмитрий Волковский

Тепловозы с 2024 года комплектуются новой локомотивной системой безопасности движения «БОРТ» и системой видеонаблюдения. Машинисту на мониторе выводится видеообзор с закрытых проблемных зон, тепловоз укомплектован современной радиостанцией РЛСМ-10.

Автор: Дмитрий Волковский, автор канал в Яндекс.Дзен «Мир железных дорог, техники и технологий»

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK