Россия: Группа Синара планирует представить первый электровоз постоянного тока новой серии в феврале, а в течение 2022 года провести его испытания и сертификацию.
Об этом сообщил Дмитрий Пумпянский, президент Группы Синара в рамках состоявшегося на прошлой неделе визита руководства Минпромторга и Минфина России на входящий в группу завод «Уральские локомотивы». Новая машина призвана послужить основой для новой линейки электровозов производителя на ближайшие 15-20 лет. Производство локомотива 3ЭС8 (изначально имело название 2ЭС6А) включено в один из двух сценариев поставок в адрес РЖД, для реализации которых летом прошлого года «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) выпустила «зеленые» облигации объемом 10 млрд руб.
Презентация характеристик перспективной машины состоялась в октябре 2020 года. Проектная мощность 3ЭС8 в продолжительном режиме должна составить не менее 12 000 кВт, сила тяги при трогании – 1 100 кН, в продолжительном режиме при расчетной скорости 50 км/ч – 847 кН. На базе платформы ЭС8 планируется дополнительно создать электровоз переменного тока, двухсистемный вариант, а также локомотив для вождения контейнерных поездов с конструкционной скоростью 160 км/ч. Стоит отметить, что летом прошлого года СТМ также представила фитинговую платформу 13-6704, выпущенную на предприятиях холдинга и предполагающую эксплуатационную скорость 140 км/ч.
Как летом 2021 года отмечал в статье для РБК+ замгендиректора по технической политике «Уральских локомотивов» Виталий Брексон, локомотив создан из расчета жизненного цикла в 28 лет. Так, предполагается увеличенный межремонтный пробег 3ЭС8, которому будет требоваться только один капитальный ремонт за жизненный цикл. Для обеспечения такой возможности в машине используются элементы конструкции с увеличенным ресурсом эксплуатации.
В локомотиве в качестве привода планируется использовать трехфазный асинхронный электродвигатель АТД1000. В феврале 2020 года компании «Тяговые компоненты» (входит в СТМ) и «Русские электрические двигатели» (РЭД, СП «Транснефти» и «КОНАР», созданное при участии итальянского двигателестроителя Nidec ASI) подписали соглашение о разработке и серийном выпуске двигателя на площадке РЭД в Челябинске. В начале декабря 2021 года двигатель прошел приемочную комиссию в составе РЖД, ВНИИЖТ, ВНИКТИ и участников проекта, получив рекомендацию к постановке на производство.
Асинхронный тяговый двигатель АТД1000. Источник: Группа Синара
Также в локомотиве будет интегрирован блок интеллектуального управления проскальзыванием колесных пар с функцией самообучения. Он должен позволить контролировать силу тяги и с заданной скоростью перевозить большегрузные составы. Разработка была запатентована «Уральскими локомотивами» в ноябре прошлого года.
Соглашение о сотрудничестве между СТМ и РЖД по созданию нового электровоза было подписано в ноябре 2020 года. Согласно ему, СТМ должна была разработать технико-экономическое обоснование применения нового тягового подвижного состава, предоставить перевозчику расчет стоимости жизненного цикла и лимитной цены. Конкретные же объемы и сроки поставок 3ЭС8 будут определены отдельными договорами. Виталий Брексон ранее отмечал, что по итогам испытаний и приемочной комиссии будет принято решение о выпуске установочной серии, которая как правило составляет 30-50 локомотивов. В ноябре 2020 года глава СТМ Виктор Леш в интервью телеканалу «РЖД ТВ» также сообщал, что заказ на эти локомотивы в течение 10 лет может составить 300-400 единиц.
Сварка рамы тележки 3ЭС8 роботехническим комплексом на «Уральских локомотивах», май 2021 года. Источник: Группа Синара
В свою очередь другой российский производитель – «Трансмашхолдинг» (ТМХ) – ведет разработку электровоза переменного тока 2ЭС9. Как отмечал летом прошлого года гендиректор ТМХ Кирилл Липа в интервью «Технике железных дорог», перед производителем поставлена задача создать эту машину через 2 года. Как указывал в 2020 году замгендиректора – начальник Дирекции тяги РЖД Олег Валинский, этот локомотив должен быть на 40% мощнее 3ЭС5К (мощность длительного режима 9 180 кВт) и предназначен для эксплуатации на Восточном полигоне.
Также в 2020 году ТМХ сертифицировал электровозы переменного тока 2ЭС5С и 3ЭС5С. Мощность трехсекционной машины в продолжительном режиме составляет 12 600 кВт, сила тяги часового режима – 1 035 кН, длительного – 795 кН. Специально для этих локомотивов в ТМХ был также создан асинхронный двигатель ДТА-1100, получивший сертификат соответствия требованиям техрегламента ЕАЭС в 2019 году.