Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Технологический суверенитет в ТМХ: инвестиции в будущее российского машиностроения

11 июня 2025
Время чтения ~ 16 мин
Электропоезд «Иволга» в цеху Тверского вагоностроительного завода
Электропоезд «Иволга» в цеху Тверского вагоностроительного завода. Источник: ТМХ
Время чтения ~ 16 мин

Россия: С момента создания «Трансмашхолдинг» (ТМХ) делает ставку на развитие собственных инженерных и производственных компетенций в сфере рельсового подвижного состава и комплектующих. События последних лет подтвердили верность такой стратегии. Сегодня ТМХ в партнерстве с государством реализует масштабные инвестпроекты по развитию производств полного цикла, направленные не только на технологическую самодостаточность, но и на рост высокотехнологичного экспорта.

Независимость как базовый принцип

В условиях глобальных экономических изменений и внешних ограничений обеспечение технологической независимости становится ключевым фактором долгосрочного развития промышленности. Для России с ее обширной железнодорожной сетью критически важно иметь собственные компетенции в производстве подвижного состава и ключевых комплектующих, что гарантирует стабильность транспортной системы и национальной экономики в целом.

ТМХ как ведущий российский производитель железнодорожной техники и один из крупнейших мировых игроков рынка подвижного состава взял курс на технологический суверенитет более десяти лет назад. Компания определила своей стратегической задачей не просто освоение конструкционных решений, аналогичных зарубежным, а создание собственных передовых и глобально конкурентоспособных моделей подвижного состава и ключевой компонентной базы. Благодаря такому подходу доля российских комплектующих по всей номенклатуре рельсовой техники, выпускаемой сегодня ТМХ, превышает 95%.

Как отмечает генеральный директор ТМХ Кирилл Липа, курс холдинга на инновационное развитие неизменен. «Наш приоритет все эти годы вне зависимости от текущей геополитической ситуации был и остается один — это создание собственного продукта и обеспечение технологического суверенитета», — говорил он в интервью «Коммерсанту» в прошлом году.

Синергия партнерства с государством

Масштабы ТМХ — десятки производств, тысячи единиц выпускаемого подвижного состава в год, более 130 тыс. сотрудников в периметре группы — подтверждают его системообразующую роль в экономике и промышленности России. Государство видит значимость железнодорожного машиностроения для технологического суверенитета страны и обеспечивает значительную поддержку его развития, которая включает широкий инструментарий, в том числе субсидирование НИОКР, льготное финансирование развития производств и многие другие механизмы.

Так, сегодня расширение производственного комплекса в ТМХ осуществляется с активным привлечением льготных займов от Фонда развития промышленности (ФРП) и с использованием механизма «Кластерная инвестиционная платформа» (КИП). Благодаря им ТМХ и работающие в его интересах производители комплектующих реализуют 15 программ общей стоимостью около 70 млрд рублей. Это позволяет увеличить локализацию выпуска ключевых компонентов современной железнодорожной техники в России.

Усовершенствованные вагоны локомотивной тяги 61-4492 для фирменного двухэтажного поезда «Аврора» Усовершенствованные вагоны локомотивной тяги 61-4492 для фирменного двухэтажного поезда «Аврора». Источник: ТВЗ

Основная цель всех 15 инициатив — создание и выпуск нового поколения подвижного состава, полностью основанного на отечественных технологиях. Это касается локализованного производства тепловозов, электровозов, вагонов метро, пассажирских вагонов локомотивной тяги, моторвагонного подвижного состава, а также электродвигателей и дизельных двигателей для различных отраслей промышленности. Все эти проекты реализуются на производственных площадках ТМХ и его партнеров при поддержке Минпромторга России. «Мы надеемся, что с помощью этих проектов будут решены задачи, которые стоят перед транспортной системой России, — не только обеспечена перевозка грузов, но и закрыты вопросы, связанные с мобильностью граждан как в междугородных, так и в региональных перевозках. Особое внимание мы уделяем мобильности в городах», — указывал в феврале первый заместитель генерального директора ТМХ Александр Морозов в ходе масштабного выездного совещания на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ, входит в ТМХ).

Масштабное развитие производств подвижного состава

Сам Тверской вагоностроительный завод в 2024 году с применением механизма КИП заключил кредитное соглашение с ВЭБ.РФ объемом почти 7,3 млрд руб. Общая стоимость инвестиционного проекта, направленного на разработку и обеспечение производства суверенных электропоездов и новых пассажирских вагонов локомотивной тяги, достигает 9,4 млрд рублей. Его реализация рассчитана на три года, а льготные условия кредитования распространяются на срок до 15 лет.

Часть средств ТВЗ направит на расширение серийного выпуска электропоездов «Иволга». «Согласно утвержденному контрольному показателю, ТВЗ должен будет выпускать не менее 350 вагонов электропоездов “Иволга” в год. Мы готовимся к высокому спросу на электропоезда», — говорил в интервью ROLLINGSTOCK заместитель генерального директора ТМХ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов. Другие средства пойдут на запуск серийного производства новых моделей пассажирских вагонов локомотивной тяги, включая подвижной состав габарита Т, закупку оборудования, расширение производственных и складских мощностей, призванных обеспечить увеличение объемов выпуска.

Сборка редуктора на Демиховском машиностроительном заводе Сборка редуктора на Демиховском машиностроительном заводе. Источник: ТМХ

На Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ, входит в ТМХ) при поддержке ФРП реализуется программа с общим бюджетом 1,8 млрд рублей, из которых 1,45 млрд рублей предоставлены в виде льготного займа. Модернизированы цеха, закуплено механообрабатывающее и термообрабатывающее оборудование. Запущены проекты создания электропоездов с локализованным комплектом электрооборудования, развития ремонтного направления. Важнейший же проект — освоение серийного производства редукторов для моторвагонного подвижного состава. До 2022 года такие редукторы в России не производились. Сейчас же ДМЗ может производить до 600 моторно-редукторных блоков для электропоездов в год.

«Метровагонмаш» (МВМ, входит в ТМХ) углубляет суверенизацию выпускаемых им вагонов метро уже долгие годы, чему способствует масштабный долгосрочной заказ от метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга. На фоне геополитических рисков интенсивность этой работы выросла. В 2023 году был утвержден проект по дальнейшей локализации производства подвижного состава, общий бюджет которого достигает почти 3,7 млрд рублей, из которых около 2,95 млрд — льготное финансирование, а 750 млн — собственные средства предприятия. С учетом этих средств были внедрены российские аналоги по ряду ключевых компонентов.

На производстве «Метровагонмаша» На производстве «Метровагонмаша». Источник: «Метровагонмаш»

В части развития мощностей МВМ в минувшем году завершил реконструкцию участка приемо-сдаточных испытаний площадью 4800 м². Введено в эксплуатацию 56 единиц нового оборудования, включая российское и белорусское, а также в опытном режиме начали работать две новые окрасочно-сушильные камеры. В 2025 году планируется установить еще 67 единиц оборудования, что увеличит производственную мощность предприятия до 810 вагонов в год.

Маневровый тепловоз ТЭМ23 Маневровый тепловоз ТЭМ23. Источник: ТМХ

В свою очередь, на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ), выпускающем магистральные и маневровые тепловозы, при поддержке механизма КИП ведется масштабная модернизация производственных площадей и устанавливаются новые станки. Общий бюджет программы превышает 5,6 млрд рублей. В прошлом году приобретено и модернизировано 40 единиц оборудования, включая окрасочно-сушильные камеры, магнитно-порошковый дефектоскоп, роботизированные сварочные комплексы, обрабатывающие центры и кантователи. Обновлены крановая техника и дробеструйная камера. Всего планируется установить свыше 100 единиц высокотехнологичного оборудования.

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ, входит в ТМХ) с 2022 года при поддержке ФРП реализует проект суверенизации объемом свыше 1,3 млрд рублей. В прошлом году в тележечном цехе завода установлен карусельно-шлифовальный станок для обработки элементов колесной пары и деталей редуктора, а также горизонтально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ, предназначенный для фрезерной обработки корпусных деталей редуктора и тележки электровоза.

Линия испытания электровозов на НЭВЗе Линия испытания электровозов на НЭВЗе. Источник: НЭВЗ

С привлечением льготного финансирования на сумму 2 млрд рублей на НЭВЗе модернизируется и окрасочное производство. В этом году планируется реконструировать производственные площади для нового малярного корпуса и оснастить его современным оборудованием. Общий объем инвестпроекта составляет 2,8 млрд рублей. Работает над НЭВЗ и на над новой техникой: так, в создание нового электровоза 2ЭС9 будет инвестировано 445 млн рублей, а его изготовление запланировано на 2025 год.

Новые технологии в выпуске компонентов и двигателей

В части комплектующих для подвижного состава ТМХ свои основные усилия направляет на проекты создания нового поколения энергетического оборудования — дизельных двигателей, тяговых асинхронных приводов и др. Важность этой работы отмечена на государственном уровне: проект включен в комплексную инвестпрограмму «Транспортное машиностроение», которая была сформирована совместно с Минпромторгом России.

Ключевое в этом направлении — развитие Коломенского завода (входит в ТМХ). Предприятие при поддержке льготных займов от ФРП направляет на модернизацию и создание новых мощностей более 24,5 млрд рублей. В рамках этой инвестпрограммы предприятие в минувшем году реконструировало центр испытания двигателей, заключило договоры на поставку высокоточного оборудования, а также начало установку новых и модернизированных станков в цехах по производству ключевых компонентов дизелей. С 2018 года уже было закуплено более 200 единиц современного металлообрабатывающего оборудования, а в плане до 2027 года — закупка еще 170 единиц.

Центр испытания двигателей Коломенского завода Центр испытания двигателей Коломенского завода. Источник: Коломенский завод

В результате Коломенский завод создаст центры компетенций по изготовлению компонентов цилиндропоршневой группы и коленчатых валов, модернизирует инфраструктуру и внедрит комплексные линии по производству вкладышей, шатунных втулок, распределительных валов и приводов насосов. Важнейший проект для предприятия — запуск серийного выпуска новых двигателей: дизель-генератора 16ЛДГ220 и газодизель-генератора 16ГДГ. Они предназначаются для магистральных тепловозов нового поколения 2ТЭ30 и 3ТЭ30Г.

На заводе «Пензадизельмаш» (ПДМ, входит в ТМХ) с 2023 года также при поддержке ФРП реализуется значимый проект развития дизельного производства. Основные задачи включают создание мощностей для выпуска до 1500 турбокомпрессоров в год, техническое перевооружение и модернизацию инфраструктуры. Предприятие закупило 13 единиц нового оборудования, включая современные станки с ЧПУ, измерительную машину, окрасочно-сушильную камеру и установку токов высокой частоты. Модернизированы радиально-сверлильный станок и испытательный стенд для турбокомпрессоров. Вместе с техническим перевооружением выполнены строительно-монтажные и ремонтные работы в цехах и бытовых помещениях.

Особую значимость имеет для холдинга развитие предприятия «ТМХ-Электротех». Именно на этой площадке в Новочеркасске сегодня ставятся на производство важнейшие компоненты в современном подвижном составе — асинхронные тяговые двигатели. В 2022 году «ТМХ-Электротех» были одобрены сразу два займа из ФРП на 5,2 млрд руб. под амбициозную цель — создать мощности для выпуска 5,7 тыс. двигателей в год для локомотивов, а также 2,7 тыс. в год для электропоездов и вагонов метро. Предприятие уже прошло существенную модернизацию, закупило 49 единиц нового производственного оборудования, а за 2022–2024 годы в серийный выпуск поставлены асинхронные тяговые двигатели для маневровых локомотивов ТЭМ23 и ЭМКА2, поездов метро «Москва» и «Балтиец», а также электропоездов «Иволга».

Производство асинхронных ТЭД на «ТМХ-Электротех» Производство асинхронных тяговых электродвигателей на «ТМХ-Электротех». Источник: ТМХ-Электротех

Большие ожидания у ТМХ и относительно расположенного в Саратове «Завода аккумуляторных батарей» (ранее — «Завод автономных источников тока»). Его продукцией комплектуются практически 100% пассажирских вагонов, электропоездов, вагонов метро, электровозов и магистральных тепловозов новой постройки ТМХ. Предприятию пришлось пройти процедуру финансового оздоровления, что не позволило ему получить ранее утвержденный заем из ФРП. На фоне высокого спроса ЗАКБ наращивает выпуск аккумуляторов и ставит в производство новую продукцию. Так, предприятием осваивается выпуск аккумуляторных батарей для проекта российских высокоскоростных электропоездов.

Готовность к будущему

Многолетним и масштабным является партнерство ТМХ и государства в части перспективных технологий. Так, ряд конструкторских инициатив машиностроителя в последние годы был поддержан Минпромторгом России в виде субсидирования затрат на проведение НИОКР. Среди них — проект создания поезда с водородной тягой. Он разрабатывается в соответствии с мировыми трендами экспериментов с альтернативным топливом, направленными на снижение вредного воздействия на окружающую среду. Сегодня ведется технологическая подготовка производства и запланировано изготовление опытного образца такого подвижного состава.

Рендер проекта водородного поезда от «Трансмашхолдинга» Рендер проекта водородного поезда от «Трансмашхолдинга». Источник: ТМХ

Значима и работа, проводимая ТМХ за кадром в части организации включения создаваемого нового подвижного состава и компонентов в реестр отечественной промышленной продукции Минпромторга России. Это обязательный процесс для того, чтобы продукция могла участвовать в госзакупках. На фоне ускорения импортозамещающих процессов в реестр требовалось в сжатые сроки включить более 700 ключевых компонентов, производимых ТМХ и его поставщиками.

Для этого холдинг организовал системное взаимодействие с комплектаторами и создал цифровую систему контроля на базе платформы 1С ERP «Астрея» и программу методического сопровождения, повысившие эффективность этого процесса. В результате более чем 94% основных комплектующих, происхождение которых требуется подтвердить для признания конечной продукции холдинга российской, обеспечены документами о российском происхождении. В отношении 2% компонентов документы находятся на стадии выпуска, и только 4% комплектующих требуют более значительной локализации в связи с необходимостью развития производства компонентной базы в России.

В феврале 2024 года в послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин указал, что достижение технологического суверенитета в сфере транспорта — один из приоритетов в развитии страны на ближайшие годы. Это требует наличия современного производства полного цикла не только в части конечной продукции — подвижного состава, но и в части критических значимых материалов, комплектующих и оборудования. Результаты и потенциал соответствующей проведенной ТМХ работы в начале 2025 года на заседании Бюро Союза машиностроителей России емко описал Кирилл Липа: «Успешное решение в течение последних лет задачи замещения многих тысяч номенклатурных позиций самого разнообразного оборудования, которое прежде поступало к нам из стран Западной Европы, США и Японии, ясно свидетельствует, что перед российским машиностроением можно ставить задачи практически любой сложности, и оно обладает потенциалом, который является достаточным для экспансии на новые рынки».

***

ТМХ («Трансмашхолдинг») — № 1 среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ, входит в число лидирующих мировых компаний. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. В структуру холдинга входит производственные и сборочные площадки в России и других странах мира. ТМХ – российская компания со штаб-квартирой в Москве, география работы охватывает более 30 государств. Официальный сайт: tmholding.ru.

Реклама. Рекламодатель: АО «ТМХ», ИНН 7723199790. Erid: 2SDnjca5K9X