Казахстан: Машина была разработана для рынка колеи 1520 мм американской Wabtec. Сертификат на серийный выпуск четырехосного тепловоза получен в конце 2021 года, а на текущий момент уже произведены более 10 таких локомотивов.
ДОПОЛНЕНИЕ: Впоследствии информация о выпуске более 10 локомотивов ТЭМ11А не подтвердилась. Заводом действительно выпущены 2 машины, которых находятся в эксплуатации, однако данные базы Railgallery о выпуске еще 9 локомотивов с серийными номерами 003-0011 и их передаче заказчику пока затруднительны к верификации. Редакция ROLLINGSTOCK внимательно следит за судьбой модели и оперативно опубликует актуальный статус по продолжению выпуска ТЭМ11А при поступлении новой информации из официальных источников.
Тепловоз ТЭМ11А разрабатывался в течение нескольких лет по контракту, подписанному в 2018 году между тогда еще GE Transportation (поглощена Wabtec в 2019 году) и национальной железнодорожной компанией «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Он включал поставку 300 таких локомотивов. В октябре 2021 года замгендиректора «КТЖ-Грузовые перевозки» Канат Кобесов сообщал, что весь указанный объем должен поступить в парк к 2030 году.
Первые 2 прототипа были изготовлены в конце 2020 года на заводе «Локомотив курастыру зауыты» (ЛКЗ, им в равных долях владеют Wabtec и «Трансмашхолдинг») и направлены на испытания. В декабре машина получила сертификат соответствия требованиям ТР ТС 001/2011, был одобрен выпуск установочной серии из 300 штук. По данным портала Railgallery, с учетом прототипов уже выпущены более 10 локомотивов ТЭМ11А.
Мощность тепловоза по дизелю заявляется на уровне 1,1 МВт, при этом мощность дизель-генераторной установки возможно программно увеличить до 1,5 МВт. Применены V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель и асинхронный генератор. Тяговые усилие при старте – 367 кН, при длительном режиме – 275 кН. Удельный расход топлива – 199 г/кВт*ч, а на холостом ходу расходуется 6 кг дизеля в час, экипировочный запас топлива составляет 6 тыс. л.
Маневровый тепловоз ТЭМ11А. Источник: railnews.kz
В 2020 году в газете «Қазахстан темиржолшысы» начальник отдела маркетинга и сбыта ЛКЗ Рауан Донсебаев указывал, что ТЭМ11А не требуется планового обслуживания ТО-2, а «увеличенный интервал между плановыми ремонтами тепловоза составляет 180 дней». Заявляемый срок службы – 40 лет.
Согласно техническим характеристикам на сайте ЛКЗ, тепловоз ТЭМ11А способен проходить кривые с минимальным радиусом 80 м при скорости 5 км/ч. Машина является четырехосной, однако в ЛКЗ заявляют про возможность адаптации под шесть осей.
Также в 2021 году директор департамента технической политики КТЖ Талгат Канатбаев в статье для журнала «Железные дороги мира» отмечал, что в ТЭМ11А, как и в производимые ЛКЗ магистральные тепловозы ТЭ33А и ТЭП33А, интегрируется локомотивная система безопасности «БОРТ», разработанная компанией «Транстелесофт» (входит в состав «ТМХ-Интеллектуальные системы»). По его словам, в системе реализованы функции обеспечения безопасности движения, автоведения, контроля машиниста, видеорегистрации и бесшлейфовой диагностики. Встроенная диагностика тракта автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН) позволяет исключить необходимость захода локомотива на стационарный шлейф для проверки этого тракта, сократить время этой проверки с 40 до 2-3 мин и увеличить межсервисный интервал.
Как пишет чешское издание Zeleznicni magazin, в этом году должны быть построены 19 тепловозов ТЭМ11А. Они могут стать и основой для аккумуляторной версии: в сентябре этого года Wabtec и КТЖ подписали меморандум о взаимопонимании, который в том числе предполагает поставку 150 аккумуляторных маневровых локомотивов по технологии FLXdrive.
Панель управления и ходовая часть в ТЭМ11А. Источник: Тимур Асылханов/vk
По данным Wabtec, основанный в 2009 году ЛКЗ на текущий момент выпустил более 400 локомотивов, а на площадке работают 700 человек. При этом сам ЛКЗ указывает, что проектная мощность производства составляет 100 тепловозов в год, а численность предприятия при полной загрузке возрастет до более 1000 человек.
В 2021 году Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщало, что с 2010 года в рамках заказов ЛКЗ было локализовано более 11 тыс. узлов и деталей, что позволило достигнуть доли казахстанских комплектующих в подвижном составе на уровне более 74%. В мае этого года ЛКЗ провел ярмарку для компаний, специализирующих на изготовлении металлоконструкции. Завод отмечал, что в связи с увеличением объемов производства тепловозов в ближайшие несколько лет акционерами и руководством предприятия было принято решение размещать заказ крупных узлов и деталей в сторонних компаниях.