Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В Намибии переоборудуют тепловозы под водородные двигатели внутреннего сгорания

17 октября 2022
Время чтения ~ 3 мин
Концепт водородного локомотива с вагоном-тендером
Концепт водородного локомотива с вагоном-тендером. Источник: Railways Africa
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин
Литвинцова Ольга, редактор международных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Намибия: Первый подобный проект в Африке предполагает на первом этапе замену в двух тепловозах перевозчика TransNamib традиционного дизельного двигателя на двигатель, в котором будут сжигаться водородно-дизельная смесь.

Дополнительно будет разработан вагон-тендер для перевозки водорода. Работы планируется провести в течение 1,5 лет.

Проект, получивший название HyRail Namibia, реализуется консорциумом во главе с инвестиционным фондом Hyphen Technical. Он получил поддержку в виде гранта на €7,6 млн от Министерства образования и научных исследований Германии BMBF.

Модернизацию тепловозов должна выполнить многопрофильная железнодорожная компания Traxtion Rail на своем ремонтном предприятии в Росслине, ЮАР. Затем машины перевезут в Намибию и передадут в депо TransNamib в Уолфиш-Бей, где находится главный порт страны.

Технологию водородно-дизельного двигателя внутреннего сгорания для проекта предоставит бельгийская CMB Tech. Технология предполагает, что в двигателе водород смешивается с дизелем, а после сжигания остаются минимальное количество оксидов азота и углекислого газа. CMB Tech заявляет, что технология позволяет относительно дизельного ДВС снизить выбросы от 60 до 90% в зависимости от нагрузки и типа двигателя. Кроме того, по оценкам компании, по сравнению с топливными элементами, применение которых более распространено в проектах водородной тяги, такой двигатель дешевле, надежнее и может быть масштабирован до мощностей на уровне 1000 кВт и выше.

Схема работы водородного ДВС от CMB.Tech Схема работы водородного ДВС от CMB.Tech (увеличить). Источник: CMB.Tech

Проект HyRail Namibia призван содействовать развитию водородной промышленности в Намибии. Так, страна считает, что имеет оптимальные условия для использования энергии ветра и солнца, чтобы производить и экспортировать «зеленый» водород. В связи с этим на последующих этапах проекта планируется переоборудовать под водородную тягу весь парк локомотивов в Намибии: по данным компании, у нее в эксплуатации находится 71 тепловоз.

Проработку схожего проекта в начале октября анонсировали немецкий национальный перевозчик Deutsche Bahn и Fortescue Future Industries – подразделение по инновационным технологиям в составе австралийского горнорудного холдинга Fortescue Metals Group. Компании подписали письмо о намерениях по модернизации дизельных двигателей локомотивов под сжигание водорода и аммиака. Технология предполагает, что до попадания в двигатель осуществляется расщепление аммиака на водород и азот, а затем уже в двигатель подается водород и оставшийся аммиак в качестве запального топлива. В Deutsche Bahn заявляют, что первый прототип уже проходит стендовые испытания.

Анонсированные ранее в мире проекты модернизации тепловозов предполагают не изменения в двигателе, а в целом замену силовой установки с переходом на водородные топливные элементы. Так, подобные проекты сейчас реализуют CP Rail в Канаде и Talgo в Испании. Также Operail в Эстонии объявляла о проекте по переводу локомотива C36 производства GE на тягу на топливных элементах.

В 2021 году тепловоз SM42 был модернизирован под топливные элементы польским производителем Pesa: машина SM42-6Dn выставлялась на InnoTrans. В том же году китайская CRRC представила прототип маневрового локомотива мощностью 700 кВт с гибридной тягой от аккумуляторов и водородных топливных элементов.