Россия: Соответствующее поручение глава государства дал Правительству России и РЖД по итогам совещания по вопросам развития инфраструктуры Дальневосточного федерального округа, которое проходило в начале сентября.
«Представить предложения по заключению долгосрочных контрактов на поставку железнодорожного подвижного и тягового состава с его производителями, обратив особое внимание на заключение трехлетних твердых контрактов», – указано в перечне поручений Президента России на сайте Кремля. Предложения должны быть поданы до 15 февраля следующего года.
Долгосрочные контракты на железнодорожный подвижной состав прорабатываются уже несколько лет. Создание такого механизма направлено на то, чтобы обеспечить развитие производственных мощностей, расширить переход на российскую компонентную базу и внести плановый подход в работе с поставщиками компонентов, в том числе в части закрепления долгосрочных ценовых параметров.
Так, об актуальности внедрения долгосрочных контрактов игроки отрасли говорили в апреле 2023 года на заседании Госсовета по вопросу развития промышленности, которое Владимир Путин проводил на заводе «Тулажелдормаш». Тогда глава государства поручил Правительству России в целом представить предложения по расширению практики заключения долгосрочных договоров госкомпаниями со своими поставщиками.
Затем в мае-2023 премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение Минтрансу и Минпромторгу России проработать долгосрочные контракты между РЖД и предприятиями транспортного машиностроения. Потом в августе-2023 Михаил Мишустин поручил тем же ведомствам и РЖД совместно подготовить программу производства и капремонта локомотивов до 2030 года. В том поручении указывалось, что на базе этой программы будут заключаться долгосрочные контракты с производителями локомотивов и сервисными компаниями.
Этим летом на рабочем совещании в Совете Федерации замгендиректора РЖД – начальник дирекции тяги Дмитрий Пегов докладывал, что национальный перевозчик уже отправил в Правительство России согласованную с машиностроителями позицию о заключении контрактов на поставку локомотивов. Тогда отмечалось, что для внедрения механизма осталось утверждение долгосрочной инвестпрограммы на уровне правительства и разрешение на соответствующую контрактацию в совете директоров РЖД, который возглавляет вице-премьер России Виталий Савельев.
Недавно Дмитрий Пегов указывал, что предложение по долгосрочным контрактам на поставки локомотивов было поддержано в Минтрансе и Минэкономразвития, при этом предполагается 10-летний срок таких соглашений. «Надеюсь, что если не в этом году, то в следующем мы уж точно эту работу завершим. Самое главное, что нам удалось добиться поддержки от органов власти», – приводил «Интерфакс» слова Пегова.
Ряд параметров проекта долгосрочной инвестпрограммы РЖД на 2025-2030 годы в своей заметке от 11 ноября раскрыл «Коммерсантъ». Так, в этот шестилетний период национальный перевозчик может направить на модернизацию и закупку подвижного состава до 1,87 трлн руб. (предложение Минэкономразвития – 1,85 трлн руб.), то есть в среднем более 310 млрд руб. в год.
Дополнительно: Более 7 трлн руб. – объем рынка рельсового подвижного состава России в 2024-2030 годах. Оценки ROLLINGSTOCK Agency, 26 сентября 2024
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK