Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» допущен к серийному выпуску

30 июня 2022
Время чтения ~ 7 мин
Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» в ливрее МЦД
Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» производства ТМХ в ливрее МЦД. Источник: ТМХ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 7 мин

Россия: Подвижной состав нового поколения в двухдверном исполнении, выпущенный на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ, входит в «Трансмашхолдинг»), получил сертификат соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС. Это первый серийный электропоезд с конструкционной скоростью 160 км/ч, который полностью спроектирован в России.

ИЗМЕНЕНО: Дополнено информацией в части автоматизации поезда, анализируемых параметров работы компонентов поезда в онлайн-режиме, оборудования ГК КСК.

Сертификат соответствия на серийный выпуск электропоезда постоянного тока ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» (заводская модель 62-4556) был выдан ТВЗ 27 июня и действует до июня 2027 года. Ранее, в конце мая, ТМХ сообщал, что поезд прошел приемку, был подписан акт о его соответствии техническому заданию. «Он позволяет осуществить производство установочной партии поездов, объем которой определен в 35 одиннадцативагонных составов», — было указано в сообщении производителя.

Испытания электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» на экспериментальном кольце ВНИИЖТ, апрель 2022 года

Первым заказчиком на новую машину является «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК). В конце 2021 года ТМХ выиграл конкурс перевозчика на поставку 95 таких электропоездов в двухдверном и трехдверном исполнении (по две двери и три двери на борт) и в 11-12 вагонной составности, а также их обслуживание в течение всего жизненного цикла, выразив готовность исполнить контракт за 392,4 млрд руб. с НДС. Максимальная цена самого подвижного состава, согласно условиям конкурса, составляла 142,5 млрд руб. с НДС (в среднем 125-136 млн руб. за вагон в зависимости от составности поездов).

Техника предполагается для эксплуатации в городской железнодорожной системе Москвы – на третьем и четвертом направлениях Московских центральных диаметров (МЦД-3 и МЦД-4). Первые поезда будут переданы ЦППК в этом году. В середине мая в интервью телеканалу «Москва 24» заммэра столицы Максим Ликсутов указал, что запуск перевозок по МЦД-3 и МЦД-4 запланирован на конец 2023 года.

Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» производства ТМХ на станции Кусково, апрель 2022 года Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» производства ТМХ на станции Кусково, апрель 2022 года. Источник: Никита П., railgallery.ru

ЭГЭ2Тв является уже третьей модификацией платформы поездов «Иволга» от ТМХ. Разработка платформы началась на ТВЗ в 2013 году, первые поезда ЭГ2Тв с конструкционной скоростью 120 км/ч выпущены в 2014-м. В дальнейшем производитель получил заказы от ЦППК на поставку «Иволг» (в том числе в 2018 году в новой модификации «Иволга 2.0»), которые пошли в эксплуатацию на МЦД-1 и МЦД-2. По данным ТМХ, в настоящее время на МЦД курсируют 39 электропоездов платформы «Иволга».

В 2022 году сертификацию проходила двухдверная версия «Иволги 3.0». Ключевые отличия от предыдущих модификаций – повышение конструкционной скорости со 120 до 160 км/ч, а также повышение ускорения до 0,9 м/с2, что востребовано при перевозках в городской черте с короткими перегонами и большим количеством остановок. Проем дверей составляет 1400 мм. Согласно техническим требованиям, которые предъявляла ЦППК в рамках конкурса, максимальная заполняемость поезда при плотности стоящих пассажиров 7 чел./м2 должна обеспечиваться на уровне не менее 3380 человек.

Также техническое задание от перевозчика предполагает, что в поезд заложена возможность последующей модернизации до частичного и полного автоматического управления поездом. Дополнительно, все системы поезда должны быть подготовлены для передачи диагностических данных в онлайн-режиме, также предполагается интеграция системы предиктивной диагностики неисправностей. Как сообщили ROLLINGSTOCK в ТМХ, уровень автоматизации нового поезда – GoA2/УА2. «Существующее оборудование на «Иволге» может обеспечить управление поездом в одно лицо и автоведение при необходимости», — указали в холдинге. Система онлайн-мониторинга внедрена по аналогии с «Иволгой 2.0»: она анализирует более 300 параметров работы самого поезда и его ключевых систем, например тягового и электрооборудования, дверных систем, систем водоснабжения и микроклимата.

Значительные изменения внесены в салоне поезда: его дизайн был разработан Национальным центром промышленного дизайна 2050.ЛАБ. Кресла для пассажиров приобрели новую форму, в каждом кресельном блоке установлены зарядки Type-A, Type-C и откидные подлокотники для каждого пассажира. Под столиком размещаются крючки для личных вещей. В головном вагоне имеется возможность для зарядки электросамокатов и места для велосипедов. В ткани пассажирских сидений применена графика, образующая фирменные элементы бренд-ДНК «Трансмашхолдинга» — переплетающиеся гексагоны.

В салоне электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» В салоне электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0». Источник: ТМХ

В официальном сообщении ТМХ отмечается, что поезд «Иволга 3.0» состоит из комплектующих российского происхождения, а в производстве подвижного состава задействовано более 380 компаний со всей страны. В октябре 2021 года в своем корпоративном журнале ГК «Ключевые системы и компоненты» (КСК) сообщала, что поставит для «Иволги 3.0» широкую номенклатуру компонентов климатического оборудования, электроники и электротехники, интерьера и экстерьера. Как писал в мае «Гудок» со ссылкой на информацию ТВЗ, в поезде будут применены тормоза российской «Транспневматики», а также тяговые преобразователи ПСТ-1200 (производитель – КСК, сертифицированы к серийному выпуску в 2022 году).

В КСК дополнительно сообщили ROLLINGSTOCK, что специально для новой серии поездов на дочернем предприятии «Транскон» будет выпускаться новая климатическая система, представляющая собой монокорпус с параллельной системой хладоновых контуров, которые работают независимо друг от друга. Комплектатор отмечает, что преимуществами новой разработки являются снижение потребляемой мощности, уменьшение затрат на содержание и удобство в обслуживании: теперь доступ необходим только к одной установке на каждом вагоне.

Также для поезда предприятия КСК поставят более 40 номенклатурных позиций интерьерного и экстерьерного оснащения. Стеклопластиковые изделия производства НПО «Вояж» будут изготавливаться с применением усовершенствованной технологии RTM Light или флексмолдинг, что должно позволить повысить прочность элементов интерьера на 35%.

Гендиректор ТМХ Кирилл Липа в интервью «Технике железных дорог» летом 2021 года указывал, что «Иволга 3.0» функционально будет конкурировать с поездами модели FLIRT от швейцарской Stadler. В России же основным конкурентом у «Иволги» является производимый на «Уральских локомотивах» (входит в «Синара – Транспортные Машины») электропоезд платформы «Ласточка». Уральское предприятие уже выпустило более 200 таких поездов разных модификаций (ЭС2Г, ЭС1П и ЭС2ГП) с конструкционной скоростью 160 км/ч, однако с меньшим, чем у «Иволги 3.0», показателем ускорения 0,7 м/с2, что обусловлено приоритетным межрегиональным назначением поезда. В августе прошлого года «Уральские локомотивы» анонсировали разработку модификации «Ласточка.Бета» под городское сообщение, заявляя планы обеспечить ускорение 1 м/с2. Поезд «Ласточка» был создан в партнерстве с Siemens Mobility на базе выпускаемой с начала 2000-х годов платформы Desiro. В середине мая на фоне санкционного давления немецкий производитель объявил о полном уходе с российского рынка, однако на данный момент выпуск «Ласточек» продолжается: по данным Railgallery.ru, в последние 2 месяца на «Уральских локомотивах» были выпущены 5 поездов ЭС2Г.