Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Электропоезд «Ласточка» с уровнем автоматизации GoA4 планируется выпустить в середине 2022 года

20 января 2022
Время чтения ~ 4 мин
Отправка электропоезда ЭС2Г-136 «Ласточка» своим ходом из Свердловской области в Москву, ноябрь 2020 года
Отправка электропоезда ЭС2Г-136 «Ласточка» своим ходом из Свердловской области в Москву, ноябрь 2020 года. Источник: Данил Козлов, trainpix.org
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: В конце прошлого года в Москве состоялась демонстрационная поездка машины с уровнем GoA3, а поезд под беспилотный уровень GoA4 должен быть сертифицирован в 2023 году.

UPD: Создание технологии GoA4 перенесено на конец 2023 года в связи с приоритетной задачей выпуска аналога «Ласточки» на российской компонентной базе.

Как пишет «Гудок», в последние дни декабря 2021 года электропоезд ЭС2Г-136 «Ласточка», выпущенный «Уральскими локомотивам» (входит в «Синара – Транспортные Машины») и имеющий уровень автоматизации GoA3, проехал по Московскому центральному кольцу (МЦК), совершая остановки около пассажирских платформ. Поездки осуществлялись без пассажиров, с машинистом на борту, который не управлял поездом и находился в составе для случаев возникновения форс-мажорных ситуаций.

Поезд ЭС2Г-136 оборудован системой технического зрения, которая включает 8 камер, тепловизор, 2 лидара, ультразвуковые датчики и позволяет обнаруживать людей на путях на расстоянии до 600 м. При этом, как отмечают в РЖД, скорость реакции системы на возникновения препятствия составляет 0,3 секунды, в то время как у человека оно в среднем составляет больше 1 секунды.

Ранее, в начале декабря, РС ФЖТ зарегистрировал декларации НИИАС о соответствии созданной системы автоматического управления поездом технических регламентам ЕАЭС. Так, получены сертификаты на блок обнаружения препятствий и соответствующее программное обеспечение, а также на модуль и программное обеспечение для синхронизации, связи и дистанционного управления электропоездом. Все сертификаты действуют до конца ноября 2026 года.

Как сообщил RSA замгендиректора НИИАС и технический руководитель проектов по беспилотным поездам Павел Попов, данное оборудование сертифицировано под уровень GoA3. В то же время параллельно идет работа над улучшением системы технического зрения до уровня GoA4 c планом по ее сертификации в 2022-2023 годах. В октябре в интервью телеканалу «РЖД ТВ» Павел Попов отмечал, что ключевым вызовом для внедрения автоматического управления является задача формализовать как можно больше ситуаций, а одним из самых сложных вопросов – процессы посадки и высадки пассажиров в беспилотном поезде, так как требуется большая база данных о разных ситуациях, чтобы избегать ложных срабатываний системы.

По данным «Гудка», в подконтрольную эксплуатацию с пассажирами поезд ЭС2Г-136 планируется запустить в 2022 году. Решение же о вводе в эксплуатацию поездов с полностью беспилотным уровнем GoA4 в РЖД должны принять в 2023 году по результатам испытаний подвижного состава с соответствующей системой. Как в феврале 2021 года отмечал начальник департамента технической политики РЖД Владимир Андреев в комментарии журналу «Техника железных дорог», повышение автоматизации поездов на МЦК обусловлено задачей сокращения межпоездных интервалов до 3 минут и менее с целью обеспечения прогнозируемого увеличения количества перевозимых пассажиров.

Сейчас в России идет активная подготовка нормативной базы к запуску беспилотного движения. Так, правительство утвердило стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли страны до 2030 года, в которой одной из ключевых инициатив является запуск в эксплуатацию беспилотной техники. Уже в июне этого года Минтранс России должен подготовить законопроект о высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах.

Дополнительно в начале января был опубликован для публичного обсуждения обновленный проект правил технической эксплуатации железных дорог в России. В нем заложены расширенные требования к работе систем автоматического и дистанционного управления подвижного состава.

Стоит также отметить, что в декабре прошлого года Роспатент зарегистрировал изобретение Siemens Mobility в части способа и системы калибровки камер железнодорожного подвижного состава. В свою очередь другой игрок – Cognitive Pilot – зарегистрировал в РС ФЖТ декларацию о соответствии техрегламенту ЕАЭС его программно-аппаратного комплекса помощи машинисту. Ранее в Cognitive Pilot сообщали, что ведут совместно с РЖД работы по внедрению автономной системы управления на маневровых локомотивах ЧМЭ3.