Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ЭС105 «Финист»: электропоезд для всех полигонов

31 марта 2025
Время чтения ~ 5 мин
Двухсистемный электропоезд ЭС105 «Финист»
Двухсистемный электропоезд ЭС105 «Финист». Источник: Уральские локомотивы
Время чтения ~ 5 мин

Россия: Совсем скоро на железнодорожные магистрали для перевозки пассажиров выйдет скоростной электропоезд ЭС105, который станет планомерным развитием новой отечественной платформы поездов «Финист», выпускаемых заводом «Уральские локомотивы». Первые электропоезда этой линейки, ЭС104, работающие на постоянном токе, уже больше года возят пассажиров на полигонах Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, а опытные образцы поезда ЭС105 проходят цикл испытаний. Новый электропоезд — один из примеров развития технологического суверенитета страны — будет способствовать повышению комфортабельности пассажирских перевозок и эффективности работы железнодорожной сети России.

Опыт ЭС104

«Финист» стал первым примером скоростных электропоездов нового поколения с российским тяговым оборудованием. Созданный в рекордно короткие сроки — всего за один год — скоростной электропоезд постоянного тока ЭС104 был сертифицирован и введен в подконтрольную эксплуатацию в конце 2023 года. Название «Финист» было выбрано голосованием на сайте РЖД, а первый контракт включал поставку 22 поездов в пятивагонном исполнении. Позднее он был расширен до 30 поездов.

Электропоезд постоянного тока ЭС104 «Финист» Электропоезд постоянного тока ЭС104 «Финист». Источник: Уральские локомотивы

Ключевой особенностью в «Финистах» стал перенос тягового оборудования из головного в промежуточный моторный вагон. Такая компоновка позволяет гибко формировать составность поезда от 4 до 12 вагонов. Кроме того, при создании ЭС104 была проведена масштабная работа по расширению пула производителей отечественных компонентов. Так, тяговые асинхронные электродвигатели были созданы ПТФК «Завод транспортного электрооборудования», а тяговый преобразователь — НПО «Горизонт» совместно с компанией «Тяговые компоненты» (входит в Группу Синара). Выпуск дисковых тормозов освоила «Транспневматика». На самих «Уральских локомотивах» разработали один из самых сложных элементов — первый российский двухступенчатый скоростной тяговый редуктор. В результате доля российской компонентной базы на ЭС104 и ЭС105 обеспечена на уровне 99%.

Условия годовой подконтрольной эксплуатации для новых «Финистов» были определены в РЖД неслучайно: при запуске новой техники всегда требуется повышенное внимание завода-изготовителя для отработки решений по предотвращению возможных неисправностей. Подконтрольная эксплуатация ЭС104 позволила оперативно выявить несовершенства и усилить меры защиты тягового оборудования, защиту электродвигателей от попадания снега в зимний период.

ЭС105 — поезд для «бесшовного» движения

Контактная сеть железных дорог России электрифицирована как постоянным, так и переменным током. Переход между участками сети с разными типами электрификации может быть реализован путем смены состава либо использованием поездов и локомотивов, способных переключаться с одного рода тока на другой. Такие машины называются двухсистемными, их внедрение существенно сокращает общее время в пути, расширяет маршрутную сеть, повышает гибкость и эффективность перевозок, а также увеличивает комфорт пассажиров. Эти предпосылки и определили создание новой модификации «Финиста» — двухсистемного поезда ЭС105.

При разработке поезда ЭС105 был использован опыт и компетенции создателей ЭС104, а также лучшие решения, реализованные при выпуске двухсистемных составов ЭС1П «Ласточка».

Электропоезд ЭС105 «Финист» в цеху «Уральских локомотивов» Электропоезд ЭС105 «Финист» в цеху «Уральских локомотивов». Источник: Уральские локомотивы

В ЭС105 заложены новшества и для комфорта пассажиров. Поезд рассчитан на 390 мест. В головных вагонах изменено расположение мест для пассажиров с ограниченными возможностями, в первом вагоне появятся места для персонала. В составе предусмотрена велопарковка с креплением как для двухколесного транспорта, так и для лыж. Салонные табло будут отображать изображение с высоким разрешением. Боковые и лобовые табло выполнены по многоцветной технологии RGB.

Электропоезд ЭС105 рассчитан на пригородное сообщение в пределах 200 км. Он будет востребован на полигонах Уральского, Центрального, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов, а также в Западной Сибири.

На испытания под контролем специалистов отраслевых НИИ завод отправил сразу два поезда серии ЭС105. Машины отличаются комплектами тягового и вспомогательного оборудования от разных поставщиков — проверка в условиях, приближенных к эксплуатационным, позволит выбрать одного из двух производителей компонентов или сохранить обоих в качестве альтернативы. Также поезда пройдут проверку в сдвоенном режиме: первый такой пробег планируется в середине апреля по маршруту Москва — Нижний Новгород (до станции Дзержинск).

Двухсистемный электропоезд ЭС105 «Финист» на испытаниях Двухсистемный электропоезд ЭС105 «Финист» на испытаниях. Источник: Уральские локомотивы

Планируется, что летом 2025 года поезд ЭС105 получит сертификат соответствия требованиям ТР ТС 001/2011, — это даст право «Уральским локомотивам» запускать новую серию в производство.

В перспективе линейка «Финистов» будет расширена за счет следующих модификаций. Сейчас инженеры разрабатывают конструкторскую документацию на двухсистемный электропоезд ЭС105 в компоновке «Премиум». Новый состав можно будет эксплуатировать на межрегиональных маршрутах протяженностью до 700 км, в том числе на тех, где сейчас работают машины серии ЭС1П «Ласточка»: Москва — Минск, Москва — Иваново, Санкт-Петербург — Псков и многих других.

Реклама

Рекламодатель: ООО «Уральские локомотивы», ИНН 6606033929. Erid: 2SDnjcK2N52