Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ФПК подробно рассказала о перспективном вагоне габарита Т

13 июня 2024
Время чтения ~ 7 мин
Презентация пассажирского вагона габарита Т, 2020 год
Презентация проекта пассажирского вагона габарита Т, 2020 год. Источник: tourweek
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 7 мин

Россия: «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, входит в РЖД) представила обзор работы по новому поколению пассажирских вагонов локомотивной тяги в своем годовом отчете за 2023 год. Раздел получил название «Совершенствование подвижного состава в 2020-2025 годах». ROLLINGSTOCK  Agency приводит его с минимальной редактурой, дополнив также информацией о дальнейших планах развития двухэтажных вагонов.

Создание вагонов габарита Т является сегодня ключевым проектом для пассажирского перевозчика. Подготовка производства к выпуску такого подвижного состава сейчас идет на Тверском вагоностроительном заводе (входит в «Трансмашхолдинг», ТМХ) в рамках долгосрочного контракта с ФПК от 2019 года.

Использование габарита Т должно позволить увеличить размеры пассажирских помещений и спальных мест, а также создать отдельные бытовые помещения. Как отмечают в ФПК, основная цель таких изменений – повысить уровень индивидуального комфорта и персонализировать пространство для пассажиров.

Рендер экстерьера пассажирского вагона модели 61-4535 Рендер экстерьера пассажирского вагона габарита Т. Источник: ФПК

Новый вагон больше стандартного вагона габарита 1-ВМ на 28 см в ширину и на 73 см – в длину. За счет общего увеличения размеров вагона конструкторы смогли увеличить и размеры пассажирского салона. Он стал длиннее практически на 3 м (с 16 м до 18,9 м).

В ходе разработки в Москве в 2021 году был представлен макет интерьера капсульного вагона. Этот концепт вмещает 56 индивидуальных мест-капсул: по 28 снизу и сверху. Капсулы расположены вдоль центрального прохода по салону. Спальное место для удобства пассажира окружено спинкой эргономичной формы в виде кресла.

Пассажир сможет уютно сидеть, пользоваться расположенным рядом стационарным столиком, на котором предусмотрены углубления под стаканы. На боковой поверхности, между спинкой и крышкой стола, буду расположены USB-розетки и выключатели света. Концепция освещения создана специально для капсульного вагона. В карнизы предполагается встраивание контурной подсветки, создающей «атмосферное» освещение, а также ряда более ярких диодов, которые выполняют роль индивидуального света. Между столиком и стенкой у ног пассажира – широкое пространство, куда можно положить личные вещи или небольшой багаж. Еще одна особенность концепта – вариативная система хранения багажа. Традиционный вариант – под нижней капсулой.

Проект капсульного исполнения интерьера пассажирского вагона, представленный в 2021 году Проект капсульного исполнения интерьера пассажирского вагона, представленный в 2021 году. Источник: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Также в вагоне предусмотрен специальный отсек для багажа. Внутри расположены полки для чемоданов и места для негабаритного багажа со специальными креплениями. Такое решение было учтено по просьбам пассажиров для провоза крупногабаритного багажа: байдарок, лыж, велосипедов. В этой части вагона также может быть размещено купе отдыха для проводника или располагаться лаунж-зона для пассажиров.

Особое внимание уделяется вопросам гигиены. В вагонах будет установлена система обеззараживания воды и воздуха. Она позволит инактивировать 95% бактерий и вирусов: система, осуществляющая ультрафиолетовую обработку туалетов и душа, а также бесконтактные краны, дозаторы мыла, сушилки для рук. В отделке интерьера будут применяться антибактериальные материалы.

Эта концепция перспективного некупейного вагона получила наивысшую оценку потенциальных пассажиров и специалистов и принята для дальнейшей реализации на новом подвижном составе.

При сравнении с традиционными плацкартными вагонами выявлено, что они продолжают оставаться востребованным и перспективным для производства. Однако требуется внедрить новые материалы и технологические инновации в части оптимизации пространства и повышения комфорта для пассажиров (шторки, конструкция столиков и лестниц, индивидуальный свет и вентиляция, пространство для размещения багажа).

Капсульные вагоны представляют интерес не как замена традиционного вагона открытого типа, а как дополнение к существующим типам вагонов. Их применение преимущественно рассматривается в региональных поездах на ограниченном количестве маршрутов с ночным режимом пропуска, а также для пассажиров, путешествующих с детьми, не занимающими отдельного места.

Учитывая высокие финансовые риски запуска вагонов нового типа в масштабах сети рассматривается возможность доработки макета с учетом результатов проведенной оценки и с последующим повторным тестированием опытных вагонов.  По его итогам уже будет приниматься решение об их возможной закупке и тестовой эксплуатации.

Запуск подвижного состава в новом габарите требует модернизации инфраструктуры и устранения ряда барьерных мест, что предопределяет этапность его внедрения. Дата ввода в эксплуатацию будет определяться готовностью инфраструктуры. Кроме того, изменение размеров кузова требует масштабных вложений в модернизацию заводского технологического оборудования для сборки таких вагонов.

Идут мероприятия по переоснащению Тверского вагоностроительного завода без снижения установленных объемов производства. Появление на сети дорог первого состава из опытных образцов вагонов габарита Т запланировано на конец 2024 года.

Одновременно с этим в рамках создания вагонов нового габарита запланирована разработка купейного пассажирского и купейного штабного вагонов. При этом разработка купейной версии для пассажиров вагона предусматривает несколько варианта планировки:

  • со служебными помещениями – с четырехместными купе;
  • без служебных помещений – с четырехместными купе и сервисным помещением;
  • со служебными помещениями – с четырехместными купе и зоной отдыха;
  • со служебными помещениями – с двухместными и одноместными купе;
  • без служебных помещений – с двухместными и одноместными купе, а также багажным помещением.

Планировка купейного штабного вагона отличается от традиционного наличием двух купе для размещения инвалидов на колясках, багажного отделения и кухни. Предназначение кухни – обеспечение питания в соответствии с концепцией, предусматривающей приготовление в поезде еды из замороженных полуфабрикатов высокий степени готовности.

Дополнительно

На проходившем в июне Петербургском международном экономическом форуме ТМХ и ФПК подписали меморандум о проработке возрождения выпуска пассажирских вагонов для скорости 200 км/ч. Ранее в январе на выставке-форуме «Россия» замгендиректора по развитию пассажирского транспорта ТМХ Александр Лошманов сообщал, что по вагонам габарита Т действует совместная с РЖД программа развития, в том числе в части повышения конструкционной скорости со 160 до 200 км/ч.

Пассажирский вагон габарита Тб на испытаниях в 2021 году Пассажирский вагон габарита Тб на испытаниях в 2021 году. Источник: Дмитрий Кречетов/livejournal

Тогда же Лошманов говорил, что следом за габаритом Т должен пойти новый двухэтажный вагон. В нем должен быть применен габарит Тб, который предполагает дополнительное пространство за счет отсутствия скосов в верхней части кузова. На базе вагонов Тб заказчикам будут в том числе предлагаться составы постоянного формирования по системе push-pull, указал представитель ТМХ.

Экспериментальные образцы вагонов габарита Тб – модели 61-4523, 61-4524 и 61-4525 – были построены на ТВЗ и обкатывались в 2020-2021 годах. Тогда же ассоциация «Консорциум центров экономических программ и стратегий» предлагала на базе этого габарита создать двухэтажные сцепы не только для перевозки пассажиров, но и паллетных грузов. Ею были разработаны соответствующие концепции для РЖД.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK