Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ИИ и беспилот на железнодорожном транспорте: взгляд РЖД

8 июля 2024
Время чтения ~ 7 мин
Кирилл Семион, начальник департамента информатизации РЖД
Кирилл Семион, начальник департамента информатизации РЖД. Источник: Александр Грицененко/РЖД Цифровой
Время чтения ~ 7 мин

В этом году на Московском центральном кольце, одном из основных элементов железнодорожной системы столицы, запланирован запуск в эксплуатацию поездов с уровнем автоматизации УА3 (GoA3): работа без машиниста, но он присутствует в кабине на случай экстренного реагирования. Переход на полный беспилот запланирован на 2026 год. В свою очередь, демонстрация возможностей беспилотной работы в маневровом движении пройдет также в Челябинске, где РЖД реализуют пилотный проект цифровой железнодорожной станции.

В конце мая начальник департамента информатизации РЖД Кирилл Семион выступил на конференции TRANS AI, представив системный взгляд национального перевозчика на перспективы применения ИИ на железнодорожном транспорте. ROLLINGSTOCK Agency подготовили адаптированную стенограмму его выступления.

Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международной выставке ИННОПРОМ и международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты»

На каком уровне ИИ будет управлять транспортными потоками

С нашей точки зрения имеет смысл разделять вопрос применения ИИ при управлении транспортными потоками по уровням, исходя из нарастания ответственности и масштабов задач. На линейном и дорожном уровнях это непосредственное управление движением, каждым конкретным поездом и транспортным средством. На региональном — уже координация транспортных систем, управление потоками данных, взаимодействие между различными транспортными потоками, участниками перевозочного процесса и организаторами движения.

Далее на уровне страны ИИ применим для мониторинга и прогнозов. В том числе макропрогнозов изменения грузопотоков и пассажиропотоков, для того чтобы иметь возможность оптимизировать развитие инфраструктуры под ожидания потребителей транспортных услуг.

И затем глобальный уровень. Транспорт — это та отрасль, которая объединяет страны, позволяя им взаимодействовать между собой в перевозках грузов и пассажиров через границы, и работает над тем, чтобы оптимизировать эти потоки уже в глобальном масштабе.

Когда ИИ полностью заменит машинистов

Если говорить о прогнозе по полностью беспилотному движению, то это, наверное, произойдет ближе к 2040 году. Такой срок обозначен с учетом масштабов большого количества практических задач, которые необходимо еще реализовать.

Думаю, что технологии будут проработаны и разработаны гораздо раньше. Но это только одно направление.

Электропоезд ЭС2Г-136 «Ласточка» на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке Электропоезд ЭС2Г-136 с системой технического зрения. Источник: РЖД

Так, есть вопросы регулирования как на государственном, так и на международном уровне. Также под технологии требуется создание инфраструктуры — это глобальная задача. Думаю, что в ближайшем будущем мы должны будем даже перейти на проектирование инфраструктуры с учетом готовности ее к использованию интеллектуальных технологий.

И третий социальный аспект — переквалификация персонала. Значит ли развитие беспилота, что машинисты потеряют работу? Скорее всего, нет. Появляются и будут появляться новые профессии. Это будет не просто машинист, а машинист-оператор, который сможет контролировать движение одновременно, сразу нескольких поездов. Это другая профессия, другая ответственность, другие условия труда. И нам еще точно предстоит провести исследование, как человек сможет функционировать в этих условиях.

Когда машинист находится в кабине и ведет один поезд, то понятен набор его действий и реакций, которые могут быть улучшены в том числе с помощью ИИ. Но когда человек будет должен одновременно сосредоточиться на нескольких объектах ведения — как поведет себя человеческий мозг? Это еще один объект исследований, которые точно нужно будет провести, чтобы мы не потеряли эффективность и безопасность.

Почему 2040

Наш прогноз базируется на исследованиях, которые проводились различными организациями во всем мире. Анализ развития технологий и возможностей внедрения беспилотных систем показал, что говорить о полном переходе можно ближе к указанному сроку.

С моей точки зрения, это пессимистично-реалистичный подход. Возможно, в определенный момент мы придем к тому, что полностью беспилотные системы могут быть и не очень целесообразны, по крайней мере в полном объеме, в силу специфики железнодорожного движения. Так, при наличии оборудованной инфраструктуры движение, при котором просто сокращаются интервалы за счет взаимодействия между поездами, уже решает очень большое количество вопросов.

О безопасности и преимуществах

Обеспечение безопасности на транспорте — это наша основная задача. Мы не имеем права жертвовать хоть какой-то долей ее процента в угоду внедрению тех или иных технологий. Таким образом, комплексная задача внедрения ИИ на транспорте — это не только беспилотное движение или движение с машинистом-оператором, не только оборудованная инфраструктура, но и готовность всего информационного и физического железнодорожного ландшафта к обеспечению безопасности этого движения.

Маневровый тепловоз ТЭМ23 Для цифровизации станции Челябинск- Главный планируется закупить беспилотные локомотивы ТЭМ23 и ТЭМ14М. Источник: ТМХ

Уже сегодня применение технологий ИИ существенно снижает риски нарушения безопасности даже при обычном формате движения. К тому же мы сейчас занимаемся анализом тех больших получаемых объемов данных, чтобы формировать прогнозы и распределение маршрутов для обеспечения оптимальных графиков движения. В принципе, современный алгоритм уже позволяет координировать движение поездов с высокой точностью, что сокращает время в пути и повышает общую эффективность перевозок. Это будет очень важно и для проекта высокоскоростных железнодорожных магистралей, где точное управление трафиком критично для обеспечения безопасности и надежности перевозки.

Применение технологий ИИ на железной дороге связано не только с управлением движением. У нас построена информационно-аналитическая система комплексной диагностики и мониторинга железнодорожной инфраструктуры для обеспечения анализа и прогнозирования состояния ее объектов. Она нацелена на автоматизацию процесса определения фактического остаточного ресурса. Такая система предиктивной диагностики позволяет оптимально распределять наши ресурсы на содержание инфраструктуры.

Резюме

Очевидно, что технологии ИИ будут играть ключевую роль в управлении транспортными потоками на всех уровнях, от локального до межгосударственного. По экспертной оценке, полная автономия транспорта будет достигнута в 2040 году. Но, с моей точки зрения, нам придется где-то посередине этого пути пройти развилку и понять, действительно ли цель оправданна и нужно добиваться именно полной автономии или целесообразен комплексный подход, при котором на ряде участков сети и при ряде условий перевозок экономически эффективно будет не доходить до полной автономности. Преимущества же применения ИИ — это повышенная безопасность, оптимизация маршрутов, улучшение качества перевозок и состояния инфраструктуры.

Стенограмму выступления адаптировал сооснователь и главный редактор ROLLINGSTOCK Agency Сергей Белов

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK