Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

История: Эволюция экспериментальных высокоскоростных поездов в Японии

22 августа 2022
Время чтения ~ 8 мин
Экспериментальный высокоскоростной поезда серии E956 (ALFA-X) на испытаниях, июнь 2021 года
Экспериментальный высокоскоростной поезд серии E956 (ALFA-X) на испытаниях, июнь 2021 года. Источник: fandom.com
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 8 мин
Мацунума Такеши, главный редактор Toyo Keizai

Япония: С мая 2019 года по март 2022 года перевозчик JR East проводил эксплуатационные испытания опытного поезда серии E956 (ALFA-X) на скорости 360 км/ч, на базе которого планируется начать выпускать новую серию высокоскоростных поездов. Сейчас идет тестирование некоторых компонентов поезда, а также прорабатывается возможность перехода к полной автоматизации данного подвижного состава. Экспериментальные поезда создавались на протяжении всей истории высокоскоростной сети железных дорог Японии «Синкансен» для отработки новых технологий перед стартом выпуска серийных машин. Главный редактор интернет-издания Toyo Keizai Такеши Мацунума подготовил обзор опытных поездов ВСМ, создававшихся с начала 1990-х годов Hitachi Rail и Kawasaki Rail по проектам перевозчиков, входящих в группу компаний Japan Railway (JR).

Экспериментальный высокоскоростной электропоезд серии 952/953 (STAR 21)

Был создан по проекту JR East в 1992 году. Название образовано от аббревиатуры Superior Train for Advanced Railway toward the 21st century («Лучший поезд для передовых железных дорог 21 века»). Поезд состоял из девяти вагонов, разделенных на две отдельные «половины», при этом полукомплект серии 952 состоял из четырех вагонов с индивидуальными для каждого тележками, а полукомплект 953-й серии состоял из пяти сочлененных вагонов, использующих общие тележки.

STAR 21 стал первым в Японии моторвагонным подвижным составом, в электродвигателе которого был применен частотно-регулируемый привод. Главной особенностью поезда был алюминиевый кузов с двойной обшивкой (сваренные непрерывным швом длинномерные полые экстрадированные профили), изготовленный Nippon Sharyo. Сборка нескольких кузовов по опыту авиационной промышленности осуществлялась Kawasaki Rail с помощью дюралюминиевой клепки. В то время на опытных высокоскоростных поездах 300-й серии только начали внедрять алюминиевый кузов с одинарной обшивкой.

Кроме того, на STAR 21 были установлены пантографы с низким уровнем шума, которыми позже серийной комплектовались электропоезда серии E2. 21 декабря 1993 года STAR 21 на испытания разогнался до 425 км/ч. Через несколько лет, 17 февраля 1998 года, STAR 21 был списан. Сейчас один полукомплект находится в научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта, а другой – в депо Сендай.

Полукомплект экспериментального высокоскоростного электропоезда серии 952 (STAR 21) в научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта Полукомплект экспериментального высокоскоростного электропоезда серии 952 (STAR 21) в научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта. Источник: wikipedia.org

Полукомплект экспериментального высокоскоростного электропоезда серии 953 (STAR 21) в депо Сендай Полукомплект экспериментального высокоскоростного электропоезда серии 953 (STAR 21) в депо Сендай. Источник: wikipedia.org

Экспериментальный высокоскоростной электропоезд серии 500-900 (WIN 350)

Название образовано от аббревиатуры «West Japan Railways Innovation for operation at 350 km/h» («Инновация Западной железнодорожной компании для курсирования на скорости 350 км/ч»). Разработан по заказу JR West в 1992 году, 8 августа того же года разогнался до 350,4 км/ч. Впоследствии стал прототипом для создания серийных электропоездов  500-й серии, производство которых началось в 1996 году. Примечательно, что уровень шума WIN 350 на скорости 350 км/ч не соответствовал нормам, поэтому его максимальную скорость ограничили до 300 км/ч.

WIN 350 стал первым в Японии высокоскоростным поездом, оснащенным устройством наклона кузова с пневмоподвеской. На изогнутых участках пневматические рессоры на внешнем рельсе были подняты, а пневматические рессоры на внутреннем рельсе были ослаблены, чтобы наклонить кузов автомобиля на 1,7 градуса. Кроме того, на WIN 350 впервые были установлены два типа полностью активной подвески с гидравлическим и пневматическим приводом и полуактивная подвеска с переключением демпфирующей силы. От дальнейшего внедрения устройства наклона кузова на серийные высокоскоростные поезда на тот момент было решено отказаться, так как они снижали максимальную скорость состава. WIN 350 был списан 31 мая 1996 года и сейчас стоит в депо Хаката.

Экспериментальный высокоскоростной электропоезд серии 500-900 (WIN 350) Экспериментальный высокоскоростной электропоезд серии 500-900 (WIN 350). Источник: trunk_line, twitter.com

Экспериментальный высокоскоростной электропоезд серии 955 (300X)

Разработан для JR Central в 1994 году для тестирования технологии, которая будет включена в будущие поезда «Синкансен», работающие со скоростью 300 км/ч или выше. Высота опоры пневматической рессоры тележки поезда составила 1700 мм над поверхностью рельса, и внутри вагона имеется выступ для хранения пневматической рессоры. Колесная база тележки была 3000 мм, что на 500 мм больше, чем обычно. Третий и шестой вагоны поезда оборудовали устройством наклона кузова гидроцилиндрового типа. Конструкция позволяла наклонить кузов вагона на 3 градуса.

Этот поезд 3 июля 1996 года установил национальный рекорд скорости для железных дорог Японии, разогнавшись до 443 км/ч. Рекорд не побит и по сей день. Был списан в 2002 году, сейчас выставлен в музее маглева и железнодорожного транспорта.

Экспериментальный высокоскоростной электропоезд серии 955 (300X) во время дневного пробного запуска на станции Майбара, июль 1999 года Экспериментальный высокоскоростной электропоезд серии 955 (300X) во время дневного пробного запуска на станции Майбара, июль 1999 года. Источник: wikipedia.org

Экспериментальные высокоскоростные электропоезда Fastech 360S и Fastech 360Z

Fastech 360S, предназначенный для эксплуатации на линиях сети «Синкансен», был выпущен в 2005 году, а Fastech 360Z, рассчитанный на работу на обычных железнодорожных линиях с шириной колеи 1067 мм, был произведен на год позднее, в 2006 году. Стоит отметить, что головной вагон и два последующих были изготовлены Hitachi Rail, а остальные, с четвертого по восьмой, Kawasaki Rail. Fastech также столкнулся с различными проблемами при движении на максимальной скорости 360 км/ч, поэтому его рабочая скорость была установлена на уровне 320 км/ч.

После испытаний, которые прошли 12 декабря 2008 года, Fastech 360Z был отправлен на утилизацию, а 7 сентября 2009 года та же участь постигла и Fastech 360S. Хотя Fastech 360 не тестировался на рекорды скорости, на испытаниях он смог разогнаться до 398 км/ч.

Экспериментальный высокоскоростной электропоезд Fastech 360S Экспериментальный высокоскоростной электропоезд Fastech 360S. Источник: wikipedia.org

Экспериментальный высокоскоростной электропоезд Fastech 360Z Экспериментальный высокоскоростной электропоезд Fastech 360Z. Источник: Такеши Мацунума

Экспериментальные высокоскоростные электропоезда серии E956 (ALFA-X)

Название образовано от аббревиатуры «Advanced Labs for Frontline Activity in rail experimentation» («Прогрессивные лаборатории для передовой деятельности в сфере железнодорожных экспериментов»). Десятивагонный поезд ALFA-X, построенный совместно Hitachi Rail и Kawasaki Rail, был представлен JR East в 2019 году для отработки технологий, которые будут включены в будущие поезд для скорости до 360 км/ч. Как и Fastech 360, поезд ALFA-X оснащен аэродинамическими тормозами для экстренного торможения в виде устанавливаемых на крыше закрылков с гидравлическим приводом.

Испытания поезда ALFA-X компанией JR East в 2022 году. Источник: youtube.com

На некоторых тележках дополнительно предусмотрены линейные вихретоковые тормоза. Также тележки поезда оборудована сейсмостойкими компонентами (гасители колебаний и сминаемые подушки), препятствующими сходу с рельсов в случае землетрясения. Кроме того, были разработаны малошумные токоприемники, также для снижения уровня шума была переработана конструкция тормозных дисков: было изменено положение задних ребер тормозных колодок. Комфортность поездки обеспечивают усиленные амортизаторы и виброгасители, минимизирующие вертикальные колебания. Устройство наклона кузова поддерживает скорость 360 км/ч и имеет угол наклона 2 градуса, что соответствует Fastech 360.

Основная часть испытаний ALFA-X была завершена в марте этого года, и сейчас идет анализ их результатов.

Подготовлено на основе статьи «Синкансэн: линейка экспериментальных поездов» интернет-издания Toyo Keizai.