Польша: Швейцарский производитель представил подробности о поданной апелляции изданию Nakolei, раскрыв заодно подробно критерии оценки предложений. Ранее национальный перевозчик PKP Intercity объявил французскую Alstom победителем конкурса на поставку до 72 двухэтажных электропоездов: твердая часть закупки включает поставку 42 составов и их 30-летнее техобслуживание.
PKP Intercity сообщала, что выбор в пользу французского производителя был сделан из-за более низкой цены. Так, Alstom оценила выполнение твердой части контракта по поставкам электропоездов в 4,1 млрд злотых (€962,8 млн), по техобслуживанию – почти в 2,8 млрд злотых (€657,5 млн). В то же время Stadler предложила 4 млрд злотых (€939,4 млн) и 3,3 млрд злотых (€774,9 млн). Таким образом, в реальности предложение Stadler могло быть более привлекательным за подвижной состав, но уступать по цене обслуживания. Согласно таблице, которую приводит Nakolei, по ценовым параметрам Stadler набрала 66,91 баллов, а Alstom – 68,55 баллов.
Дополнительно стороны в заявках подавали показатели по энергоэффективности поездов. По нему Stadler оказалась лучше Alstom – 28,00 против 24,59 баллов. С учетом этого по трем самым значимым параметрам Stadler опережала Alstom, имея 94,91 балла против 93,24 баллов.
Однако все решил результат по дополнительному показателю (2 из 100 баллов) – сроку начала поставки поездов, а точнее готовности передать первые два состава раньше, чем через 44 месяца после подписания контракта. По этому параметру Stadler указала этот же срок, а Alstom выразила готовность начать поставки быстрее – на один месяц раньше. Именно этот фактор нивелировал преимущество Stadler: в итоге Alstom получила 95,24 балла, тогда как Stadler – 94,91 балла.
Сейчас в апелляции Stadler требует признать недействительным выбор заявки Alstom, провести повторную оценку предложений и исключить французского производителя из закупки. Швейцарская компания утверждает, что сокращенными сроками поставки Alstom вводит заказчика в заблуждение относительно своевременности выполнения обязательств по другим госконтрактам.
Стоит отметить, что новости о срыве сроков поставок со стороны Alstom в последнее время появляются с большой частотой. Так, в частности, в последние несколько лет Alstom срывала сроки поставок электропоездов в Бельгию, Германию, Данию и вагонов метро в Румынию. Рекордной же является 10-летняя задержка поставки партии из 27 поездов метро во французский Лилль. В то же время стоит учитывать и фактор большой контрактной базы Alstom, которая является крупнейшей на глобальном рынке и кратно превосходит портфель заказов Stadler. Последняя, кстати, в прошлом году из-за наводнений в Европе перенесла сроки поставок примерно по 50 заказам и также нарушает сроки по крупным контрактам, например, по поездам метро для Берлина.
ДОПОЛНЕНО 20/10/2025: Национальная апелляционная палата Польши отклонила апелляцию Stadler. В качестве причин данного решения указывается слишком поздний срок подачи апелляции, а также недостаточность доказательств для исключения Alstom из закупки. У Stadler еще остается возможность подать апелляцию в варшавский окружной суд.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK























