Краткая подборка значимых событий и новостей в сфере развития беспилотного рельсового транспорта.
Утвержден экспериментальный правовой режим для запуска беспилотных трамваев в Москве и Санкт-Петербурге. Соответствующее решение принято Правительством России. Срок действия режима установлен на три года. «В рамках первого этапа эксперимента общий пробег трамваев должен составить не менее 3 тыс. км или 150 часов эксплуатации», – указывают в Минэкономразвития России. Трамваи с системой автоведения поставляются в Санкт-Петербург с 2022 года, в Москве испытания трамвая 71-911ЕМ с системой технического зрения начались этой весной.
Siemens Mobility испытывает систему автоматического обнаружения препятствий на городской ж/д системе. Тесты начались на электропоездах серии 484, эксплуатируемых на линиях S-Bahn в Берлине. Технология включает лидары, оптическую и инфракрасную камеры. Ожидаемые эффекты – снижение рисков аварий, повышение точности выполнения графика, перспективный переход на беспилотное движение по территории депо. В 2022-2023 годах подобная система тестировалась на городских поездах Гамбурга в рамках проекта национального перевозчика DB.
Skoda Group впервые продемонстрировала свою систему беспилота для трамваев. Она была установлена на один из трамваев Smart Artic X34 в финском Тампере. Машина, оснащенная системами автоведения и обнаружения препятствий, выполнила несколько различных сценариев в полностью автоматическом режиме. Задачи загружались через цифровую экосистему Smart Depot. Технология может применяться на территории депо.
Тестирование системы беспилота на трамвае Smart Artic X34 в Тампере. Источник: Skoda Group
Toshiba совместно с перевозчиком Nagano Electric Railway завершила испытания поездной системы автоведения уровня GoA2.5. Заявляется, что такой уровень автоматизации (под контролем сотрудника, не имеющего прав машиниста) впервые в мире достигнут без дополнительной подготовки. Местоположение определяется только с помощью бортовой спутниковой навигации, инерциальных датчиков и одометра. Испытания показали, что в темное время суток система распознает препятствия лучше человека. В перспективе Toshiba планирует доработать ее до уровня GoA3.
В Хемнице тестируется система технического зрения, установленная на трамвае Tatra T3D-M. Проверяется точность определения местоположения, распознавание препятствий, сигналов светофоров и положения стрелок, а также производится накопление информации для дальнейшего совершенствования системы. Технология разрабатывается в рамках исследовательского проекта SmarTram, инициированного местным перевозчиком CVAG в 2022 году с целью перехода к беспилотному движению. Проект аналогичен многим прорабатываемым в мире.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK