Россия: В парке РЖД сегодня эксплуатируются 20 высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и 283 региональных электропоезда «Ласточка» разных модификаций. До апреля 2022 года их обслуживала немецкая Siemens Mobility. Однако компания односторонне приняла решение об уходе с рынка России, что потребовало в кратчайшие сроки принятия мер по дальнейшему обеспечению обслуживания высокотехнологичного подвижного состава.
Важной составляющей в этом процессе стал и переход на отечественное ПО, применяемое в обслуживании. Так, один из важнейших проектов – по смене ключевой информационной системы для управления всем процессом техобслуживания – реализовали «ВСМ-Сервис» совместно с НИИАС.
Новые реалии 2022-2024 годов
Сфера железнодорожных перевозок неразрывно связана с высоким уровнем технического обслуживания подвижного состава. Поезда требуют постоянного контроля и планового ремонта для поддержания безопасной эксплуатации.
В последние десятилетия мировые лидеры в железнодорожной отрасли полагаются в этом процессе на информационные системы управления техническим обслуживанием (Computerized Maintenance Management System, CMMS). Эти системы автоматизируют процессы обслуживания, отслеживания состояния поездов и регистрации неисправностей, что снижает вероятность человеческих ошибок и повышает эффективность работы. Такие системы позволяют вести точный учет затраченных материалов и оборудования, а также рационально планировать их закупку, что в конечном итоге существенно оптимизирует расходы предприятия.
Высокоскоростные поезда «Сапсан», обслуживаемые «ВСМ-Сервис». Источник: ВСМ-Сервис
Компания «ВСМ-Сервис» начала комплексно обслуживать поезда «Сапсан» и «Ласточка» с июня 2022 года. Первоочередными для нее стали задачи срочного замещения ERP и CMMS систем, отвечающих за автоматизацию процессов на предприятии. Одной из таких являлась CMMS CORMAP, собственно ПО самой Siemens Mobility, работающее на платформе IBM Maximo. Система CORMAP обеспечивала управление техническим обслуживанием и использовалась для контроля за ремонтными процессами.
Перед российскими специалистами возникла задача не только сохранить непрерывность обслуживания подвижного состава, но и разработать новую систему под новые реалии. Существующие требования к процессам обслуживания стали катализатором разработки новых решений.
Информационная система «ГРОМ»
Руководство «ВСМ-Сервис» приняло решение обратиться за разработкой программного продукта по обеспечению автоматизации производственных процессов в отраслевой железнодорожный институт НИИАС. Руководителем проекта была назначена Яна Уткина, главный инженер по автоматизации рабочих процессов в «ВСМ-Сервис». Активное участие в проекте принимал и руководящий состав – генеральный директор «ВСМ-Сервис» Сергей Пономаренко, заместитель генерального директора НИИАС Павел Попов и главный инженер «ВСМ-Сервис» Максим Шевченко.
Результатом стала полностью отечественная разработка – информационная система управления техническим обслуживанием «График Ремонта и Обслуживания Многофункциональный» (ИС «ГРОМ»). Она предназначена для организации планирования и контроля исполнения технического обслуживания и ремонта высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и скоростных электропоездов «Ласточка». Этот проект стал не просто ответом на вызов импортозамещения, но и возможностью разработать систему под российские условия и запросы пользователей.
Карта ИС «ГРОМ» (увеличить)
Работа аналитиков «ВСМ-Сервис» в части опыта эксплуатации системы CORMAP позволила учесть потребности сотрудников на местах и разработать удобные и функциональные решения для ИС «ГРОМ». Дополнительно важно отметить, что для реализации работы системы в НИИАС был создан и запатентован уникальный код ПО, который зарегистрирован в Едином реестре российских программ для ЭВМ и БД.
Пользовательский опыт и модульная структура как фундамент
Благодаря своей модульной структуре ИС «ГРОМ» настраивается под нужды конкретного подвижного состава компании и может охватывать обслуживание компонентов от целого поезда до отдельной климатической установки.
Система находится под полным администрированием компании, что позволяет максимально оперативно и гибко вносить любые изменения под вновь появляющиеся потребности для различных поездов и видов обслуживания. ИС «ГРОМ» не только заменила иностранные аналоги (например, SAP, COSIMA, RailAgent), но и превзошла их по функционалу благодаря возможностям интеграции с другими системами и адаптивному подходу к работе с различными процессами.
Для ИС «ГРОМ» специалистами НИИАС был спроектирован пользовательский интерфейс с интуитивной системой навигации и управления. UX-дизайн интерфейса и последовательность действий в ИС «ГРОМ» были разработаны так, чтобы максимально упростить и ускорить выполнение задач персоналом, что особенно важно для поддержания высокого уровня эффективности работы. В системе реализованы интуитивно понятные рабочие процессы, что позволяет сотрудникам быстро ориентироваться в задачах и минимизировать время на подготовку к выполнению работ.
Интерфейс ИС «ГРОМ» (увеличить)
Интерфейс ИС «ГРОМ» (увеличить)
UI-дизайн интерфейса представлен в двух вариантах — светлой и темной темах. В ходе проектирования разработчики опирались на пользовательский опыт работы в аналогичной системе. Решение по реализации было принято с участием конечных пользователей системы.
ИС «ГРОМ» имеет модульную структуру, что дает возможность интегрировать ее работу с другими системами. Так, в нее включен ряд возможностей, необходимых для эффективного управления обслуживанием электропоездов:
-
- Управление активами. Система позволяет отслеживать местоположение, пробег, моточасы и состояние компонентов, что даёт возможность своевременно планировать ремонтные работы и управлять доступными активами;
- Планирование обслуживания. Система автоматически генерирует заказ-наряды, используя настраиваемые счетчики и данные о состоянии компонента, такие как пробег, моточасы и время работы, что исключает возможность ошибок при планировании;
- Регистрация неисправностей. Функция регистрации неплановых работ помогает отслеживать причины неисправностей и собирать статистику для дальнейшего анализа;
- Формирование отчетов. Пользовательские отчеты позволяют выгружать любую информацию для анализа и принятия решений;
- Оптимизация документооборота. Интерфейс системы позволяет отказаться от бумажных документов и файлов Excel, а мобильная версия ускорит процесс регистрации неисправностей.
Рост показателей
ИС «ГРОМ» уже внедрена на 13 локациях «ВСМ-Сервис» и обеспечила ряд экономических эффектов. Снизились сроки обработки заказ-наряда – примерно на 10% относительно показателей 2023 года. Также за счет увеличения скорости поиска информации по неисправностям увеличилось само количество обрабатываемых заказ-нарядов. Это привело к росту производительности труда на 16% от показателей-2023.
В работе находится внедрение в эксплуатацию и мобильного приложения. Полный переход на безбумажный документооборот должен позволить на 21% снизить административные расходы относительно затрат 2024 года. Важно отметить, что подобные системы позволяют вести точный учет всех операций, что снижает вероятность ошибок и повышает общую эффективность предприятия.
Дальнейшее развитие
Опциональные возможности ИС «ГРОМ» будут расширяться с учетом требований к повышению уровня автоматизации. На данный момент в процессе разработки находится следующий функционал:
-
- Мобильное приложение для сервисного персонала, позволяющее передавать информацию с места работы в режиме реального времени;
- Автоматические чек-листы для инспекций, которые будут собираться на основе типа и состояния компонентов подвижного состава;
- Интеграция с системами диагностики для получения данных о состоянии оборудования в реальном времени;
- Подсистема для создания и управления технологическими инструкциями, что позволит быстрее внедрять новые рабочие процессы.
- Подсистема для управления замерами и состоянием колесных пар;
- Применение искусственного интеллекта в двух направлениях: для коммуникации с пользователями и для предиктивной диагностики, что позволит выявлять неисправности до их появления.
Такой подход к разработке и внедрению ИС «ГРОМ» дает «ВСМ-Сервис» возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям бизнеса и постепенно расширять функциональность системы.
Обслуживание поездов на предприятии «ВСМ-Сервис». Источник: ВСМ-Сервис
Оперативная организация перехода с европейского программного обеспечения на отечественное позволила «ВСМ Сервис» обеспечить все текущие процессы без ущерба для качества оказываемых услуг. Сейчас ИС «ГРОМ» становится ключевым элементом в стратегии развития «ВСМ- Сервис» в части оптимизации эксплуатационных процессов. Выполненные разработки по своему функционалу в отдельных сегментах уже превосходят ранее имевшуюся систему управления ремонта подвижного состава. Дальнейшее запланированное развитие системы позволит осуществить интеграцию ИС «ГРОМ» с другими цифровыми системами, входящими в автоматизированную систему управления (АСУ) РЖД.
Авторы:
Яна Уткина, главный инженер по автоматизации рабочих процессов «ВСМ-Сервис»
Ксения Шаповалова, руководитель группы продукта цифровой трансформации «ВСМ-Сервис»
Илья Рыбинцев, советник генерального директора по цифровизации «ВСМ-Сервис»
Станислав Мочалин, специалист по связям с общественностью «ВСМ-Сервис»
Павел Киселев, руководитель проекта НИИАС
Дмитрий Якконен, начальник Центра интеллектуально-информационных систем НИИАС
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK