Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Перспективный контракт ТМХ на электропоезда в Индии: о его масштабе и значимости

2 апреля 2023
Время чтения ~ 4 мин
Vande Bharat Express отправляется с железнодорожного вокзала Нью-Дели, Индия
Электропоезд Vande Bharat Express отправляется с железнодорожного вокзала Нью-Дели, Индия. Источник: wallpapertip.com
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Индия: Национальный перевозчик Indian Railways направил официальное письмо консорциуму российского «Трансмашхолдинга» (ТМХ, в лице «Метровагонмаша») и индийской Rail Vikas Nigam (RVNL) о присуждении победы в конкурсе на поставку электропоездов Vande Bharat. Подписание контракта даже на поставку «базовых» 120 поездов (1920 вагонов) в Индию станет историческим событием для российского транспортного машиностроения.

Присуждение победы в конкурсе консорциуму ТМХ-RVNL – это важный шаг к получению заказа, но надо дождаться подписания контракта. RVNL входит в структуру государственных железных дорог Индии. Если бы индийские власти не хотели пускать российского производителя на свой рынок, то и консорциум ТМХ-RVNL не был бы создан. К сожалению, нельзя не учитывать вероятность отказа от подписания контракта с RVNL-ТМХ в случае сильного политического давления западных стран. Но, как показывает практика, Индия продолжает сотрудничать с российскими компаниями и покупать наши товары, соблюдая свои национальные интересы. Вряд ли в случае с поставками поездов Vande Bharat будет применен иной подход.

Такие крупные единоразовые контакты – большая редкость в мировой практике. Даже крупнейшие российские контракты на моторвагонный подвижной состав никогда не достигали объемов потенциального индийского контракта ТМХ. В России только долгосрочный контракт с «Федеральной пассажирской компанией» (ФПК, входит в РЖД) от 2019 года на вагоны локомотивной тяги был больше индийского (3,7 тыс. вагонов с учетом опционов). Более того, за последние 15 лет пиковые объемы производства моторвагонного подвижного состава всеми российскими предприятиями не превышали 900 вагонов в год. Таким образом индийский заказ сопоставим с общим объемом производства такого подвижного состава в России за 2 года.

Стоимость подобных крупных контрактов зависит от многих факторов: глубины локализации, происхождения компонентов, стоимости заемных денег, стоимости и квалификации трудовых ресурсов на местах, уровня государственной поддержки страны-экспортера и страны-импортера, а также условий сервиса. У ТМХ уже есть опыт создания поезда под условия требовательно заказчика по цене ниже всех мировых производителей – это метропоезд «Москва». Конечно, этот опыт был получен на своей территории, где были налажены кооперационные связи. Теперь перед производителем стоит задача повторит успешный кейс на индийской земле.

Поставка железнодорожного подвижного состава – это всегда «игра в долгую». После передачи продукции эксплуатанту работа не заканчивается, ведь срок службы поезда составляет 30-40 лет. На жизненном цикле поезда стоимость сервисного обслуживания, ремонта и замены компонентов может в несколько раз превышать стоимость прямой поставки. Конкурсы на Vande Bharat также предусматривают долгосрочное сервисное обслуживание поставщиком. Скорее всего, ТМХ планирует на нем дополнительно заработать.

В настоящее время индийские железные дороги переживают эпоху рассвета, аналогичный китайскому железнодорожному буму нулевых. Поэтому вход ТМХ в перечень производителей для Индии и успешный опыт первых поставок откроет российской компании возможность поставлять в будущем другие рода продукции: локомотивы, вагоны локомотивной тяги и метровагоны. Контракт станет мощным драйвером и для выхода на рынок других российских поставщиков подвижного состава и компонентной базы.

Автор: Александр Поликарпов, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Полная версия комментария для газеты «Ведомости». Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock

Дополнительно:

«Индийский рынок манит производителей подвижного состава: какие перспективы?», экспертная колонка Александра Поликарпова об особенностях индийского железнодорожного рынка

«Мировой рынок подвижного состава: обзор финансовых результатов крупнейших производителей в 2021 году. Вызовы 2022 года для России и мира», аналитический экспресс-обзор ROLLINGSTOCK Agency