Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Польша выбирает альтернативную тягу: конкурируют Alstom, Siemens и Pesa

30 мая 2022
Время чтения ~ 6 мин
Водородный поезд Alstom Coradia iLint испытательном полигоне в Жмигруде
Водородный поезд Alstom Coradia iLint на испытательном полигоне в Жмигруде. Источник: Alstom
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Польша: Национальный пассажирский перевозчик PKP Intercity планирует к 2030 году перейти на эксплуатацию подвижного состава с «нулевым выбросом». В связи с этим Alstom и Siemens Mobility рассчитывают на поставки водородного подвижного состава в страну. В этом же направлении работает и местный производитель – компания Pesa.

О масштабных планах перехода на «зеленую» технику сообщил президент PKP Intercity Марек Храниек. В свою очередь оператор энергоснабжения железнодорожной сети страны PKP Energetyka с 2019 года реализует программу «Зеленая железная дорога», направленную на перевод к 2030 году 85% сети на возобновляемую электроэнергию, что должно позволить сократить выбросы CO2 на 8 млн т. Речь идет не только об инвестициях в ВИЭ, но и о возможном развертывании водородной заправочной инфраструктуры. Так, PKP Energetyka планирует в 2023 году запустить систему хранения энергии на базе тяговой подстанции в Гарбче, которая сможет вырабатывать водород с помощью электролиза с использованием энергии, получаемой от солнечных батарей, и накапливать его в баллонах.

Глобальные лидеры рынка подвижного состава – Alstom и Siemens – ожидаемо уже выразили интерес к этим планам. Так, в середине мая Alstom заявила, что в течение ближайших двух лет первые водородные поезда Coradia iLint могут быть введены в эксплуатацию в Польше на региональных линиях. Она уже заключила с местной нефтеперерабатывающей компанией PKN Orlen соглашение о стратегическом сотрудничестве. В соответствии с документом Alstom будет отвечать за поставку поездов с тягой от водородных топливных элементов Coradia iLint, в свою очередь PKN Orlen возьмет на себя распределение, хранение и поставку водородного топлива для данного подвижного состава.

Стоит отметить, что летом 2021 года Alstom презентовала свой водородный поезд в Польше, организовав показ на испытательном полигоне научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в Жмигруде. Тогда в пресс-релизе компании отдельно подчеркивалось, что презентация проводится после опубликования национального плана восстановления экономики Польши из-за влияния пандемии Covid-19, который предусматривает приобретение к 2026 году для региональных перевозчиков 30 поездов с низким уровнем выбросов в атмосферу.

Водородный поезд Alstom успешно прошел испытания в четырех странах и эксплуатируется в Германии уже больше трех лет, а в портфеле заказов производителя находятся более 60 поездов данной серии. В свою очередь Siemens Mobility только в мае этого года представила свой аналог Coradia iLint – поезд Mireo Plus H, испытания которого должны начаться только в середине 2023 года. Тем не менее, в январском интервью изданию NaKolei.pl глава Siemens Mobility в Польше Хуберт Меронк заявил, что ключевыми направлениями развития компании в стране являются поставки аккумуляторных Mireo B и водородных Mireo H для на неэлектрифицированных линий. По состоянию на 2019 год, около 6,5 тыс. из 18,5 тыс. км железнодорожной сети Польши были неэлектрифицированы.

Стоит отметить, что создание поездов с гибридной тягой (водород + питание от сети) в 2021 году анонсировал и национальный производитель – компания Pesaв рамках развития новой платформы поездов Regio 160. Их планируется ввести в эксплуатацию в 2025-2026 годах.

Также Pesa реализует проект с PNK Orlen по созданию маневрового локомотива с тягой от водородных топливных элементов и аккумуляторных батарей. Готовый образец SM42-6Dn был представлен в сентябре 2021 года. Локомотив оснастили четырьмя асинхронными двигателями мощностью по 180 кВт и двумя водородными ячейками мощностью 85 кВт производства американской Ballard. Заявляется, что он может тянуть составы массой около 3,2 тыс. т с максимальной скоростью 90 км/ч: характеристики планируется подтвердить в этом году во время испытаний в Жмигруде. В то же время у Siemens и Alstom таких локомотивных решений на данным момент нет: французская компания только анонсировала работы в этом направлении.

Водородная модификация платформы поездов Regio 160 Рендер водородной модификации поезда на платформе Regio 160. Источник: Pesa

Водородный локомотив Pesa SM42-6Dn на выставке TRAKO в Польше Водородный локомотив Pesa SM42-6Dn на выставке TRAKO в Польше. Источник: OSJD

Одним из покупателей водородных поездов может стать польский пассажирский перевозчик Polregio. Его операционный директор Веслав Шафрански в апреле сообщил, что компания рассматривает возможность покупки 10-12 гибридных поездов с тягой от контактной сети и водородных топливных элементов. Однако, по словам Шафрански, логично было бы приобрести водородный подвижной состав после создания в стране необходимой для него заправочной инфраструктуры. На данный же момент для быстрого ввода его в эксплуатацию нужно дополнительно приобрести мобильные заправочные станции, стоимость которых превышает €1 млн за единицу. В итоге покупка водородных поездов сейчас приведет к ненужным издержкам, к тому же станции окажутся «балластом» в случае создания стационарных заправок, говорит Шафрански.

Текущий же этап обновления парка компании, средний возраст подвижного состава которой составляет 27 лет, пока предполагает пока закупку до 200 традиционных электропоездов. Соответствующий тендер был опубликован Polregio в начале мая. Финансировать покупку планируется за счет средств, предусмотренных национальным планом восстановления Польши, и субсидий ЕС.

В то же время из Alstom прозвучал сигнал, который может свидетельствовать о тренде на оптимизацию климатических инициатив в Европе на фоне экономических потерь из-за Covid-19 и ситуации на Украине. Так французская газета Le Figaro со ссылкой на компанию сообщает, что та призывает правительства, столкнувшиеся с ростом ставок на обслуживание национального долга, «не жертвовать экологическим переходом». «Государства, особенно Франция, окажутся перед сложным выбором. Я поддерживаю идею экологического планирования, что крайне важно, – цитирует издание гендиректора Alstom Анри Пупар-Лафаржа. – Оно может быть основан на программном законе с выделенным бюджетом, чтобы не испытывать никаких потрясений. Мы готовы внести свой вклад».