Создаваемое сегодня совместное производство поездов между Россией и Индией — это масштабный вызов, требующий интеграции инженерных решений и понимания потребностей пассажиров. Согласно текущему графику, поезда Vande Bharat от российско-индийского СП Kinet Railway Solutions должны быть представлены весной 2026 года, однако ранее уже был показан концепт их салона. Так, он предполагает использование трехъярусных спальных мест в некупейных вагонах.
Компания «Красноярские машиностроительные компоненты» (КМК), обладающая опытом в проектировании транспортных интерьеров, оценила предложенные решения с точки зрения комфорта, эргономики и долговечности.
Уже упомянутая трехъярусная компоновка является одной из главных особенностей дизайна. Она позволяет увеличить вместимость и рационально использовать пространство.
Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions
Нижний ярус удобен для пожилых людей, детей и маломобильных пассажиров. Средний и верхний уровни оснащены бортиками, минимизирующими риск падения. Персональные удобства включают индивидуальные розетки, складные столики и полки для вещей.
Однако, с точки зрения инженеров КМК, важно также предусмотреть больше мест для багажа. В условиях дальних поездок вещей у пассажиров обычно много, а пространства под нижними полками недостаточно. Таким образом, актуальным может быть добавление дополнительных ниш или подвесных багажных полок.
Следующий аспект, требующий доработки, — удобство подъема на верхний ярус. В текущей версии требуется определенная ловкость, особенно для пожилых пассажиров. По мнению КМК, целесообразно добавить более удобные ступени и поручни, что значительно повысит комфорт и безопасность при посадке на верхнюю полку.
Поезда в парке национального перевозчика Indian Railways часто используются для длительных поездок, поэтому важна не только эргономика, но и создание уюта. В отличие от стандартных транспортных решений, интерьер вагонов Vande Bharat выполнен в теплых древесных оттенках с мягким освещением.
Интерьер получился уютным, не типично «транспортным», а скорее приближенным к домашнему. Однако в условиях высокой проходимости необходимо использовать износостойкие материалы, устойчивые к загрязнению и механическому воздействию.
Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions
Еще один важный фактор — личное пространство пассажиров. В Индии оно особенно важно, особенно для женщин. В представленном концепте нет штор или перегородок, позволяющих создать уединение. Как считают в КМК, реализация гибких шторок вокруг спальных мест дала бы пассажирам больше комфорта во время сна и улучшила бы общий пользовательский опыт.
Стоит отметить, что климат Индии требует особого подхода к системам вентиляции и кондиционирования. В связи с этим форточки на окнах, представленные в концепте, в такой компоновке являются не лучшим решением. Если пассажир на нижнем ярусе откроет окно, то потоки воздуха могут создать дискомфорт для находящихся выше. В связи с этим оптимально использовать глухие стеклопакеты и централизованную систему кондиционирования, распределяющую охлажденный воздух по всему вагону. Также дополнительным решением могут стать индивидуальные вентиляторы, установленные у каждого спального места по аналогии с пассажирскими авиалайнерами.
Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions
В целом создание спальных вагонов для электропоездов — новая инженерная задача для российского машиностроения. Ранее Россия производила электропоезда максимальной составностью до 12 вагонов, но спальные вагоны для них ранее не разрабатывались. В стандартных составах купейная компоновка не использовалась, а в проекте для Индии придется учитывать сразу несколько факторов: удобство пассажиров, аэродинамику, весовые ограничения и энергопотребление.
Кроме того, в поезде предполагается сочетание разных типов вагонов — с кабиной управления, тяговых и безмоторных. Это отличается от классических поездов локомотивной тяги и требует детальной проработки энергоснабжения, систем охлаждения и распределения воздуха. Индийский климат накладывает дополнительные требования: нужно не только поддерживать комфортную температуру в салоне, но и эффективно охлаждать оборудование. Это напрямую повлияет на эксплуатационные расходы — такие составы будут дороже в обслуживании, чем обычные спальные вагоны локомотивной тяги.
Маратвадский вагоностроительный завод (Marathwada Rail Coach Factory, MRCF), на котором Kinet Railway Solutions должна наладить выпуск электропоездов. Источник: FPJ
Проектирование таких поездов для Indian Railways — это комплексный инженерный вызов, требующий сочетания технических инноваций и понимания реальных потребностей пассажиров. Совместные разработки России и Индии должны продемонстрировать высокий уровень решений, а доработка отдельных элементов, таких как багажные полки, системы вентиляции и персональная приватность, позволит создать по-настоящему удобный и эффективный транспорт для дальних поездок. С учетом всех нюансов поезда Vande Bharat могут стать новым стандартом комфорта и укрепить доверие к российским технологиям на международном рынке.
Авторы:
Александр Нижневский, директор, «Красноярские машиностроительные компоненты»
Андрей Керш, главный конструктор, «Красноярские машиностроительные компоненты»
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK