Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Российские технологии для Индии: нюансы создания спальных вагонов Vande Bharat

12 мая 2025
Время чтения ~ 5 мин
Рендер проекта поезда со спальными вагонами для Indian Railways от Kinet Railway Solutions
Рендер проекта поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions
Нижневский Александр, директор, «Красноярские машиностроительные компоненты» (КМК)
Время чтения ~ 5 мин
Керш Андрей, главный конструктор, «Красноярские машиностроительные компоненты» (КМК)

Создаваемое сегодня совместное производство поездов между Россией и Индией — это масштабный вызов, требующий интеграции инженерных решений и понимания потребностей пассажиров. Согласно текущему графику, поезда Vande Bharat от российско-индийского СП Kinet Railway Solutions должны быть представлены весной 2026 года, однако ранее уже был показан концепт их салона. Так, он предполагает использование трехъярусных спальных мест в некупейных вагонах.

Компания «Красноярские машиностроительные компоненты» (КМК), обладающая опытом в проектировании транспортных интерьеров, оценила предложенные решения с точки зрения комфорта, эргономики и долговечности.

Уже упомянутая трехъярусная компоновка является одной из главных особенностей дизайна. Она позволяет увеличить вместимость и рационально использовать пространство.

Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions

Нижний ярус удобен для пожилых людей, детей и маломобильных пассажиров. Средний и верхний уровни оснащены бортиками, минимизирующими риск падения. Персональные удобства включают индивидуальные розетки, складные столики и полки для вещей.

Однако, с точки зрения инженеров КМК, важно также предусмотреть больше мест для багажа. В условиях дальних поездок вещей у пассажиров обычно много, а пространства под нижними полками недостаточно. Таким образом, актуальным может быть добавление дополнительных ниш или подвесных багажных полок.

Следующий аспект, требующий доработки, — удобство подъема на верхний ярус. В текущей версии требуется определенная ловкость, особенно для пожилых пассажиров. По мнению КМК, целесообразно добавить более удобные ступени и поручни, что значительно повысит комфорт и безопасность при посадке на верхнюю полку.

Поезда в парке национального перевозчика Indian Railways часто используются для длительных поездок, поэтому важна не только эргономика, но и создание уюта. В отличие от стандартных транспортных решений, интерьер вагонов Vande Bharat выполнен в теплых древесных оттенках с мягким освещением.

Интерьер получился уютным, не типично «транспортным», а скорее приближенным к домашнему. Однако в условиях высокой проходимости необходимо использовать износостойкие материалы, устойчивые к загрязнению и механическому воздействию.

Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions

Еще один важный фактор — личное пространство пассажиров. В Индии оно особенно важно, особенно для женщин. В представленном концепте нет штор или перегородок, позволяющих создать уединение. Как считают в КМК, реализация гибких шторок вокруг спальных мест дала бы пассажирам больше комфорта во время сна и улучшила бы общий пользовательский опыт.

Стоит отметить, что климат Индии требует особого подхода к системам вентиляции и кондиционирования. В связи с этим форточки на окнах, представленные в концепте, в такой компоновке являются не лучшим решением. Если пассажир на нижнем ярусе откроет окно, то потоки воздуха могут создать дискомфорт для находящихся выше. В связи с этим оптимально использовать глухие стеклопакеты и централизованную систему кондиционирования, распределяющую охлажденный воздух по всему вагону. Также дополнительным решением могут стать индивидуальные вентиляторы, установленные у каждого спального места по аналогии с пассажирскими авиалайнерами.  

Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions

В целом создание спальных вагонов для электропоездов — новая инженерная задача для российского машиностроения. Ранее Россия производила электропоезда максимальной составностью до 12 вагонов, но спальные вагоны для них ранее не разрабатывались. В стандартных составах купейная компоновка не использовалась, а в проекте для Индии придется учитывать сразу несколько факторов: удобство пассажиров, аэродинамику, весовые ограничения и энергопотребление.

Кроме того, в поезде предполагается сочетание разных типов вагонов — с кабиной управления, тяговых и безмоторных. Это отличается от классических поездов локомотивной тяги и требует детальной проработки энергоснабжения, систем охлаждения и распределения воздуха. Индийский климат накладывает дополнительные требования: нужно не только поддерживать комфортную температуру в салоне, но и эффективно охлаждать оборудование. Это напрямую повлияет на эксплуатационные расходы — такие составы будут дороже в обслуживании, чем обычные спальные вагоны локомотивной тяги.

Маратвадский вагоностроительный завод (Marathwada Rail Coach Factory, MRCF) Маратвадский вагоностроительный завод (Marathwada Rail Coach Factory, MRCF), на котором Kinet Railway Solutions должна наладить выпуск электропоездов. Источник: FPJ

Проектирование таких поездов для Indian Railways — это комплексный инженерный вызов, требующий сочетания технических инноваций и понимания реальных потребностей пассажиров. Совместные разработки России и Индии должны продемонстрировать высокий уровень решений, а доработка отдельных элементов, таких как багажные полки, системы вентиляции и персональная приватность, позволит создать по-настоящему удобный и эффективный транспорт для дальних поездок. С учетом всех нюансов поезда Vande Bharat могут стать новым стандартом комфорта и укрепить доверие к российским технологиям на международном рынке.

Авторы: 
Александр Нижневский, директор, «Красноярские машиностроительные компоненты»
Андрей Керш, главный конструктор, «Красноярские машиностроительные компоненты»

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK