Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Российский высокоскоростной поезд: график разработки, характеристики, технологии и комплектаторы

9 декабря 2024
Время чтения ~ 9 мин
Макет высокоскоростного поезда на ПМЭФ, июнь, 2024
Макет высокоскоростного поезда на ПМЭФ, июнь, 2024. Источник: Группа Синара
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 9 мин

Россия: Работа над созданием первых поездов для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург находится в активной фазе. 9 декабря в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный ходу подготовки российской промышленности к реализации проекта. С системным докладом о самом поезде выступил начальник департамента технической политики РЖД Владимир Андреев. ROLLINGSTOCK Agency подготовили адаптированную стенограмму его выступления.

Владимир Андреев, начальник департамента технической политики РЖД, на круглом столе в Совете Федерации, 9 декабря 2024 года Владимир Андреев, начальник департамента технической политики РЖД, на круглом столе в Совете Федерации, 9 декабря 2024 года. Источник: Вместе-РФ на rutube

О графике проекта

Ниже представлен график реализации проекта по высокоскоростному электропоезду. Головным разработчиком является «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» (ИЦ ЖТ), дочерняя компания РЖД с долевым участием «Московского метрополитена» и Группы Синара. ИЦ ЖТ с 2020 года выполняет разработку конструкторской документации по договору с РЖД.

График реализации проекта по высокоскоростному электропоезду График реализации проекта по высокоскоростному электропоезду (увеличить). Источник: Владимир Андреев, РЖД / Вместе-РФ на rutube

Проектирование высокоскоростного поезда для ВСМ выполняется в соответствии с согласованным планом работ и договором на поставку двух головных образцов высокоскоростного электропоезда, подписанным в апреле 2024 года. В нем зафиксированы сроки подготовки и передачи конструкции документации заводу-изготовителю.

Характеристики поезда

Электропоезд разрабатывается для эксплуатации на специально спроектированный ВСМ со скоростями до 360 км/ч. Он будет иметь двухсистемное исполнение для постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ, восьмивагонную составность с возможностью эксплуатации в сдвоенном режиме (по системе многих единиц. – Прим. ред.) и при температурах окружающей среды от -40 до +40 °С.

Основные технические характеристики разрабатываемого высокоскоростного электропоезда Основные технические характеристики разрабатываемого высокоскоростного электропоезда (увеличить). Источник: Владимир Андреев, РЖД / Вместе-РФ на rutube

Сейчас мы находимся на завершающем этапе разработки технического проекта, она будет завершена в этом году. Идет разработка конструкторской документации. Особое внимание сосредоточено на разработке основных составных частей высокоскоростного электропоезда – это кузов, тележка, тяговые и тормозные системы. Производство опытных образцов компонентов организовано во второй половине текущего года. В настоящее время изготовлена первая рама немоторной тележки высокоскоростного электропоезда для проведения комплексных испытаний. Основная часть опытных образцов компонентов будет произведена в 2025 году.

Завершение рабочего проекта, выпуск рабочей конструкторской документации и начала сборки первого электропоезда планируется в первом квартале 2026 года. Комплекс испытаний будет проведен на двух головных образцах со сроками завершения приемочных испытаний 16 февраля 2028 года и получения сертификата соответствия 16 марта 2028 года (сертификация на соответствие требования ТР ТС 002/2011. – Прим. ред.).

Проект классов пассажирских мест в разрабатываемом высокоскоростном поезде Проект классов пассажирских мест в разрабатываемом высокоскоростном поезде (увеличить). Источник: Владимир Андреев, РЖД / Вместе-РФ на rutube

В восьмивагонном электропоезде будет предусмотрено четыре класса обслуживания: «первый», «бизнес», «комфорт», «стандарт» и два типа купе в первом вагоне. Общая пассажировместимость – 455 человек. Дизайн будущего электропоезда прорабатывается с учетом самых современных тенденций и использованием самых современных материалов с учетом имеющегося опыта эксплуатации электропоезда «Сапсан».

О компонентной базе

Для реализации проекта создания электропоезда и его составных частей приоритетно привлекаются отечественные компании. Учитывая отсутствие у некоторых компаний готовых решений для выполнения принятых на себя обязательств, выполняется разработка новых конструкций и технологий их производства, позволяющих получить требуемые параметры и характеристики изделий. Всего для высокоскоростного электропоезда будет разработано 36 новых систем и более 10 тыс. составных частей.

Основные составные части высокоскоростного поезда Основные составные части высокоскоростного поезда (увеличить). Источник: Владимир Андреев, РЖД / Вместе-РФ на rutube

Все системы планируется изготовить в России. В то же время сделать поезд исключительно из российских комплектующих крайне сложно, в связи с чем внутри систем отдельные элементы могут быть иностранного производства, но их доля будет небольшой. По нашим расчетам, не менее 85% деталей в поезде будет российского происхождения.

Разработчики и изготовители систем и компонентов поезда играют важную роль при реализации проекта. К большей части систем и компонентов предъявляются высочайшие требования по массогабаритным и техническим характеристикам, надежности, стоимости жизненного цикла. Для многих поставщиков комплектующих реализация проекта дает возможность для перехода на качественно новый технологический уровень. На сегодняшний день для всех важных систем и компонентов определен как минимум один поставщик, а по многим – несколько поставщиков. На финальной стадии находится выпуск технических требований и технических заданий.

Основные решения, без которых реализация проекта создания высокоскоростного поезда будет невозможна, связаны с разработкой тормозной системы, тяговой системы, системы обеспечения безопасности. Изготовитель электропоезда, завод «Уральские локомотивы», будет выполнять производство наиболее важных компонентов поезда, тележки и кузова, осуществлять сборку, наладку и сертификацию поезда. На территории завода началось строительство сборочных цехов для изготовления высокоскоростного подвижного состава.

Также участниками проекта являются предприятия-поставщики «Трансмашхолдинга» (речь о предприятиях ГК «Ключевые системы и компоненты, см. подробнее. — Прим. ред.). Они разрабатывают и будут изготавливать шесть систем поезда – межвагонные переходы, внешние двери, системы вентиляции и кондиционирования, внутренние двери, системы освещения и другие элементы внутреннего интерьера.

В ходе реализации проекта планируется освоить следующие технологии:

    • пара трения, способная эффективно работать в условиях высоких скоростей,
    • новая система железнодорожной радиосвязи,
    • передача сигнала интернет для пассажиров по технологии Radio-Ethernet,
    • новое поколение высокооборотистых электродвигателей и тяговых редукторов,
    • программно-аппаратная платформа для построения системы управления электропоездом
    • автосцепные и сцепные устройства,
    • межвагонные переходы с внешним сильфоном,
    • ходовая часть высокоскоростного подвижного состава,
    • пневморессоры.

И это лишь небольшая часть. Перед изготовителями компонентов поставлена задача использования современных материалов и технологий. В разработке и производстве задействован потенциал более 160 российских предприятий, научно-исследовательских институтов, отраслевых научных центров, конструкторских бюро, заводов. Предприятия всей европейской части России и не только участвуют в создании электропоезда.

Поставщики компонентов, привлекаемые к созданию высокоскоростного поезда Поставщики компонентов, привлекаемые к созданию высокоскоростного поезда (увеличить). Источник: Владимир Андреев, РЖД / Вместе-РФ на rutube

От производителей мы ждем качества продукции, прекрасно понимая, с каким трудом это реализуется. У нас нет сомнений, что поставленную задачу развития высокоскоростного железнодорожного транспорта мы вместе с вами выполним.


Дополнительно: о текущем статусе финансирования и работы с комплектаторами

Адаптированная стенограмма выступления директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Тиграна Парсаданяна.

В разработке электропоезда участвует Группа Синара. В целях запуска производства на площадке в Свердловской области проводится подготовка мощностей. С мая 2024 года ведутся работы по строительству двух новых корпусов. Уже 2 млрд руб. потрачено коммерческих кредитов потрачено на эти мероприятия. Общий объем инвестиций составит 43 млрд. Из них 80% – это будет наше кластерная инвестиционная платформа, КИП (механизм господдержки в виде льготных кредитов от ВЭБ. – Прим. ред.). Этот проект «Уральских локомотивов» уже был поддержан на заседании нашей межведомственной комиссии еще 26 сентября. Там льготное кредитование предусматривается (по ставке. – Прим. ред.) от 1 до 4% в зависимости от того, как решит Правительство России. Также Минпромторгом готовится проект распоряжения Правительства России о предоставлении этой субсидии ВЭБ.РФ для возмещения недополученных доходов «Уральскими локомотивами».

Поставки (по заключенным контрактам. – Прим. ред.) будут осуществляться в 2028-2030 годах. Порядка 70 производителей комплектующих и материалов участвуют в проекте. Для консолидации работы этих компаний в соответствии с поручением первого заместителя председателя Правительства России Дениса Мантурова мы утвердили рабочую группу приказом министра промышленности и торговли Антона Алиханова. Будем в нее постепенно и по мере необходимости включать другие компании, производящие компоненты, материалы и сырье. Все наши отраслевые департаменты тоже в эту рабочую группу включены.

Плюс к этому для необходимой поддержки компонентных предприятий мы утвердили новый стандарт Фонда развития промышленности (ФРП) с 2025 года и с очень льготными условиями займа под 1% именно для проекта ВСМ, сроком на 15 лет и объемом до 10 млрд руб. Все другие меры поддержки, которые действуют у Минпромторга России, по НИОКР и др., тоже будем рассматривать при первоочередной необходимости.

На основе выступлений на круглом столе «О ходе подготовки отраслей российской промышленности к реализации проекта по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург», прошедшего 9 декабря 2024 года в Совете Федерации.

Стенограмму выступления адаптировал главный редактор ROLLINGSTOCK Agency Сергей Белов

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении