Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Российский высокоскоростной поезд: о сроках создания и вызовах кооперации

4 декабря 2024
Время чтения ~ 3 мин
Макет высокоскоростного поезда, выставлявшийся в Москве в августе 2024 года
Макет высокоскоростного поезда, выставлявшийся в Москве в августе 2024 года. Источник: Уральские локомотивы
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Россия: В ноябрьском приложении «Business Guide – Транспорт» к газете «Коммерсантъ» вышел системный материал о подготовке к запуску первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали. В нем консолидирована актуальная информация по проекту, представлены мнения федеральных и региональных властей,  раскрыта текущая работа по высокоскоростному поезду.

В комментарии изданию поделился мнением об установленных сроках по готовности поезда и соответствующем мировом опыте. Привожу его полную версию ниже.

Проект создания высокоскоростной магистрали в целом и высокоскоростного поезда в частности – большой вызов для всех участников проекта: и для курирующих ведомств, и для финансовых институтов, и для РЖД, и для производителей со всем периметром поставщиков. Конечно, уже была проведена очень значительная подготовка (высокоскоростное движение в проработке на уровне отрасли находится уже более 10 лет), однако в полноценную практическую сферу проект перешел только этой весной после утверждения проекта и его финансирования Президентом России. Отталкиваясь от апреля-2024, до запуска высокоскоростной линии и поезда в эксплуатацию осталось 4 года.

Реализовать такой масштабный проект в указанные сроки – задача очень нетривиальная даже по мировым меркам. Если говорить о поездах, то, например, в 2024 году в Испании пошел в эксплуатацию высокоскоростной поезд Talgo нового поколения с конструкционной скоростью 330 км/ч: однако концепт представлялся еще в 2010-м, а контракт заключен в 2016-м. Поезд нового поколения на 350 км/ч от Alstom пойдет в эксплуатацию в следующем, 2025-м, году, но работа над ним началась в 2015-м. Даже Китаю потребовалось 5 лет, чтобы создать свой поезд Fuxing на 350 км/ч, и стоит учитывать, что в КНР на направление развития высокоскоростного движения фактически навалились всей страной, определив его одной из основ транспортной политики, а также масштабно использовали в поезде европейскую компонентную базу.

Церемония подписания контракта на 41 поезд для ВСМ между «Уральскими локомотивами», ГТЛК и компанией «ВСМ Две Столицы» Церемония подписания контракта на 41 поезд для ВСМ между «Уральскими локомотивами», ГТЛК и компанией «ВСМ Две Столицы». Источник: СТМ

При этом в проект российского высокоскоростного поезда заложена ставка на развитие отечественных компетенций и опережающий подход – в поезде должны реализовываться технологии завтрашнего дня. Например, предполагается 3-й уровень автоматизации, последний перед полным беспилотом, такие изыскания по высокоскоростным поездам сейчас ведут только в Японии.

Один из главных вызовов в создании высокоскоростной линии и поезда – масштабы кооперации. Сжатые сроки требуют конструктивной ориентации всех участников на результат, выстраивания максимально эффективного вертикального и горизонтального взаимодействия. Это касается не только подвижного состава – должна быть своевременно готова и инфраструктура, в том числе для испытаний, и нормативная база в виде стандартов и регламентов. На прения по большому счету времени нет.

С другой стороны, у нас есть опыт масштабных проектов – СССР реализовал кратно превосходящий по сложности проект «Энергия – Буран» со многими неизвестными за 15 лет, а более эффективная работа в условиях жесткого дедлайна – это неотъемлемая часть нашего национального менталитета.

Автор: Сергей Белов, основатель и главный редактор ROLLINGSTOCK Agency

Также по теме:

Мир высоких скоростей: обзор современных поездов, 6 июня 2024

«Уральские локомотивы» начали подготовку к производству высокоскоростных поездов, 2 декабря 2024

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении