Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

SBB реализовала опцион на поставку высокоскоростных низкопольных поездов Stadler SMILE

15 июля 2022
Время чтения ~ 5 мин
Высокоскоростной электропоезд Stadler SMILE на испытаниях в Швейцарии. Источник: wikipedia.org
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин
Панов Егор, руководитель инициативной группы «Низкопольные поезда, средние платформы»

Швейцария: Национальный перевозчик заказал у Stadler 7 одиннадцативагонных поездов SMILE общей стоимостью €240 млн. Сделка является опционом к контракту на поставку 29 поездов данной серии, заключенному в 2014 году. SMILE является первой в мире платформой низкопольных высокоскоростных электропоездов, которые пошли в серию.

Последний поезд в рамках «твердой» части контракта был доставлен в страну в мае 2021 года. Сейчас SMILE курсируют на линиях, связывающих швейцарские Базель и Цюрих с итальянскими Лугано, Миланом, Генуей, Болоньей и Венецией. Новый заказ SBB объясняет необходимостью замены устаревшего парка, состоящего из вагонов локомотивной тяги Eurocity 1980-ых годов постройки, которые курсируют по высокоскоростной магистрали между Швейцарией и Германией. Предполагается, что поезда, поставленные в рамках опциона, будут введены в эксплуатацию на данной линии с 2026 года.

История создания SMILE началась в 2012 году, когда SBB объявила тендер на разработку низкопольного состава с максимальной скоростью до 250 км/ч. Было решено заказать 29 составов для движения в международном коридоре Север-Юг. Предполагалось, что поезд будет эксплуатироваться на территории сразу четырех европейских стран: Швейцарии, Германии, Австрии и Италии.

В 2014 году Stadler с концепцией поезда серии EC250 (официальное название поезда SMILE до 2017 года) выиграл конкурс, обойдя Alstom, Siemens Mobility и Talgo. Спустя два года первый пятивагонный состав был представлен на выставке InnoTrans в Берлине, а в 2017 году уже был презентован полноценный одиннадцативагонный поезд. SBB в 2015 году присвоило ему обозначение RABe 501 и название Giruno, что переводится как «канюк» (род хищных птиц).

Высокоскоростной электропоезд Stadler SMILE на выставке InnoTrans в Берлине в 2016 году Высокоскоростной электропоезд Stadler SMILE на выставке InnoTrans в Берлине в 2016 году. Источник: wikimedia.org

Затем последовали процедуры сертификации, растянувшиеся на четыре года, ведь в каждой стране, где планировалась эксплуатация поезда, надо было получить свой сертификат соответствия. В апреле 2019 года сертификат был получен в Швейцарии, в середине мая поезд был введен в постоянную эксплуатацию. В 2020 году была завершена сертификация в Германии и Италии и, наконец, в декабре 2021 года в Австрии.

В странах, где предполагалась эксплуатация поезда, различаются системы электрификации железных дорог. Так, в Австрии, Германии и Швейцарии поезд должен работать от сети переменного напряжения 15 кВ 16,7 Гц, а в Италии как от переменного напряжения 25 кВ 50 Гц, так и от постоянного напряжения 3 кВ. Для компактности и высокого КПД электрооборудования используются тяговые преобразователи на основе карбида кремния (SiC), произведенные шведско-швейцарской компанией ABB. Это также дает облегчение конструкций состава.

Доступность — важнейшее требование технического задания, то есть возможность осуществления самостоятельной посадки и передвижения без участия посторонних лиц для людей с ограниченными возможностями. Так, всего в поезде 12 внешних дверей для пассажиров, а также двери в вагон-ресторан и кабины машинистов, которые предназначены предназначены для служебного использования. Но при этом два вагона в 11-вагонном составе имеют по два отличающих дверных проема: один под посадку с платформ высотой 550 мм (распространены в Швейцарии, Австрии, Италии и частично в Германии) и еще один — с платформ высотой 760 мм (только в Германии) от уровня головок рельсов. В этих же вагонах находится по санузлу, доступному для маломобильных пассажиров. Вагоны с такими дверями расположены около вагона-ресторана, тем самым создается безбарьерное пространство в 3 вагона.

Регулируемая площадка в придверной зоне электропоезда Stadler SMILE Регулируемая площадка в придверной зоне электропоезда Stadler SMILE. Источник: wikipedia.org

Для увеличения площади низкого пола и плавности подъема применяются моторные тележки Якобса, ведь максимальная мощность двигателей составляет 6 тыс. кВт. Это отличается от решений принятых на другой платформе Stadler – электропоездов FLIRT – с моторными тележками классической конструкции рядом с кабинами машинистов и немоторными тележками Якобса между вагонами. Позднее, с мая 2021 года, на 4-м поколении поездов FLIRT также появились моторные тележки Якобса для получения повышенного уровня ускорения, вплоть до 1,3 м/с2, у шестивагонных составов.

Еще одной отличительной особенностью SMILE является то, что он не оборудован системами наклона корпуса, в отличие от Talgo, Alstom и Bombardier. Решено было пойти по более простому и дешевому пути для достижения тех же результатов.

Статья подготовлена на основе материалов Егора Панова, руководителя инициативной группы «Низкопольные поезда, средние платформы», Telegram-канал @ru_lf_train