Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Stadler получила крупный заказ на вагоны от КТЖ и приобретет завод «Тулпар»

20 декабря 2022
Время чтения ~ 4 мин
Завод «Тулпар» в Казахстане
Завод «Тулпар» в Казахстане. Источник: vqztulpar.kz
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Казахстан: Швейцарский производитель должен поставить национальному перевозчику «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) 537 пассажирских вагонов локомотивной тяги в рамках трех контрактов, заключенных 13 декабря. Общая сумма сделки заявляется на уровне €2,3 млрд. Она также включает техническое обслуживание подвижного состава в течение 20 лет.

Stadler должна будет поставить 234 купейных вагона (пассажировместимость — 40 человек), 233 плацкартных (58 человек), 35 штабных (18 человек) и 35 вагонов-электростанций. Допускаемая эксплуатационная скорость — до 160 км/ч. Новый подвижной состав будет разработан для эксплуатации на электрифицированных и неэлектрифицированных линиях Казахстан и странах СНГ в диапазоне внешних температур от -50 до +45°C. Поставка подвижного состава запланирована с 2023 по 2030 годы с перспективной дальнейших дополнительных заказов.

В рамках соглашения Stadler также переходит завод «Тулпар» в Астане со штатом около 100 человек. На встрече с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым глава производителя Петер Шпулер указал, что к 2030 году планируется довести локализацию производства в стране до 35%, а также прорабатывать экспорт подвижного состава. Как сообщает МИД Казахстана, дополнительно Stadler планирует заключить соглашение об инвестициях с правительством страны. Оно будет предусматривать предоставление ряда финансовых преференций, поставки сырья от казахстанских поставщиков, а также встречные обязательства инвестора по трансферу.

Сделка прорабатывалась несколько лет. В 2020 году КТЖ опубликовала конкурс на поиск стратегического партнера. Предполагалось, что он приобретет завод «Тулпар», запущенный в 2011-м как совместное предприятие КТЖ и Talgo, и выпустит на нем почти 500 вагонов. В 2019 году зампред правления КТЖ Серик Абденов говорил, что интерес к предприятию также проявляли российский «Трансмашхолдинг» (ТМХ), украинский Крюковский вагоностроительный завод и китайские производители.

За прошедшее время Stadler уже успела подписать соглашение о стратегическом сотрудничестве с КТЖ на $100 млн. В свою очередь основной конкурент швейцарской компании — ТМХ — в 2019 году брал «Тулпар» в управление (производство вагонов Talgo было остановлено в 2017-м) и собрал на площадке более 200 пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонокомплекты для которых поставлялись с Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). В этом году КТЖ сообщала, что самостоятельно изготовила на «Тулпаре» 62 вагона по технологии Talgo с уровнем локализации более 35%. Также в августе казахстанский завод «ЗИКСТО», специализирующийся на производстве грузовых вагонов, получил сертификат соответствия ТР ТС на серийный выпуск пассажирских вагонов, производимых в России ТВЗ.

Данный масштабный проект в Казахстане значим для Stadler и по объему, и по перспективам сохранения присутствия на рынке СНГ. Так, заявленная сумма контракта с КТЖ составляет более 10% от объема портфеля заказов, который Stadler имела по итогам 1-го полугодия 2022 года. Осенью производитель указывал, что считает рынок СНГ для себя перспективным, хотя в 2020-2021 годах получал с него менее 4% своей выручки. Весной Stadler объявила о сокращении объемов производства на своем заводе в белорусском Фаниполе на фоне санкционного давления из-за конфликта на Украине. В ноябре производитель сообщил, что переносит в Польшу работы по сборке поездов для азербайджанского национального перевозчика ADY. Ранее, в конце 2010-х, именно в Азербайджане Stadler выполнила один из своих немногих заказов на вагоны локомотивной тяги, выпустив 30 спальных вагонов с технологией смены колеи для международных перевозок.