Россия: Решение конкурсной комиссии заказчика – «Центральной пригородной пассажирской компании» (ЦППК) – опубликовано на сайте госзакупок. Перевозчик получит 95 поездов постоянного тока в 11-12-вагонной составности. Также ТМХ будет обслуживать подвижной состав в течение всего жизненного цикла. Согласно конкурсной документации, поезда будут эксплуатировать в системе городского ж/д транспорта московской агломерации – на МЦД-3 и МЦД-4, которые планируются к запуску в 2023-2024 годах.
Стоимость контрактов должна составить 392,4 млрд руб. с НДС (-0,7% к макс. цене) – это одна из крупнейших сделок на мировом рынке в 2021 году. Максимальная цена самого подвижного состава, согласно условиям конкурса, составляла 142,5 млрд руб. с НДС. Двухдверные поезда должны быть поставлены ЦППК с мая по декабрь 2022 года, трехдверные – с марта 2023 года по сентябрь 2024 года.
По первому лоту, предполагающему поставку 25 поездов с двухдверным исполнением вагонов, была получена только одна заявка – коллективная от предприятий ТМХ: Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, лидер заявки), Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ) и «ТМХ – Пассажирский транспорт» (ТМХ-ПТР). Участник готов выполнить обязательства по лоту за 103,2 млрд руб. Конкурс признан несостоявшимся, однако заявка – соответствующей требованиям, в связи с чем комиссией рекомендовано заключение договора с ТМХ.
Второй лот включал 70 поездов в трехдверном исполнении. На него поступило две заявки – коллективная от тех же предприятий ТМХ, а также от торгового дома другого производителя – «Синара – Транспортные Машины» (СТМ). Согласно расчету баллов, ТМХ предложил 289,2 млрд руб., в то время как СТМ практически оставила предложение на уровне максимальной цены. В соответствии с условиями конкурса, значимость ценового критерия составляла 80%, в то время как еще 20% приходилось на опыт участника. В этой части ТМХ заявил выполненные поставки 2016-2021 годов на 372,6 млрд руб., СТМ – на 1,6 млрд руб. СТМ не планирует оспаривать итоги конкурса и отмечает корректность проведенных конкурсных процедур, цитируют представителя компании «Ведомости».
ЦППК проводила конкурс повторно. Ранее, после первого запуска процедуры, СТМ подала жалобу в ФАС, указывая на ограничение конкуренции и создание преференций для ТМХ по ряду требований конкурса: объединение поставок в один лот, короткий горизонт учета опыта поставок и др. В период рассмотрения этой жалобы была зарегистрирована еще одна от «Уральских локомотивов» (входят в СТМ) на этот же конкурс. ФАС согласилась с доводами СТМ и потребовала от ЦППК устранить нарушения.
Электропоезд «Иволга 3.0» на испытаниях, октябрь 2021 года. Источник: Никита Лапин, trainpix.org
Согласно техническим требованиям, конструкционная скорость поставляемых поездов должна составлять не менее 160 км/ч, а среднее ускорение – не менее 0,9 м/с2. Ранее в ТМХ заявляли, что такие эксплуатационные характеристики обеспечены в новом поколении электропоездов «Иволга 3.0», его сертификация началась осенью. В свою очередь СТМ закладывает ускорение 1 м/с2 в проект электропоездов «Ласточка.Бета». Электропоезда «Иволга» от ТМХ уже эксплуатируются на действующих МЦД-1 и МЦД-2, в 2020 году с целью обеспечения пассажиропотока для их доукомплектации были заказаны еще 180 вагонов. По этой же причине на МЦД-2 в 2020 году поступило несколько поездов «Ласточка», а на первом проекте городского железнодорожного транспорта – Московском центральном кольце – работает 51 поезд. СТМ поставляет «Ласточки» РЖД по долгосрочному контракту 2011 года на 1200 вагонов.
ЦППК также параллельно проводила конкурс на поставку еще 13 11-вагонных электропоездов постоянного тока с конструкционной скоростью 120 км/ч и ускорением 0,7 м/с2. Макс. стоимость контракта составляла 9,7 млрд руб. с НДС, однако не было подано ни одной заявки. 9 ноября конкурс был перезапущен, разделен на 2 лота, максимальная цена повышена до 10,2 млрд руб. Заявку подала только ТМХ-ПТР без снижения цены, с ней и поручено заключить договор.