Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Высокоскоростные поезда Talgo Avril введены в эксплуатацию в Испании

21 мая 2024
Время чтения ~ 9 мин
Высокоскоростные поезда Talgo Avril готовятся к выходу в свои первые рейсы
Высокоскоростные поезда Talgo Avril готовятся к выходу в свои первые рейсы. Источник: Renfe
Кречетов Дмитрий, приглашенный автор
Время чтения ~ 9 мин

Испания: Первые десять поездов сервиса AVE начали курсировать из Мадрида в Галисию и Астурию. Это первые в мире поезда с изменяемой шириной колеи, способные разгоняться до 330 км/ч. Прототип поезда был впервые представлен в 2012 году, а задержка в поставках составила более трех лет.

Благодаря увеличению максимальной эксплуатационной скорости на 50 км/ч (с 250 км/ч до 300 км/ч) время в пути у новых поездов в среднем должно сократиться на 15 минут. В пути они выполняют переход с европейской (1435 мм) на иберийскую (1668 мм) колею. Еще пять составов для ширины колеи 1435 мм бюджетного сервиса Avlo запущены между столицей Испании, Барселоной, Валенсией и Мурсией. По заявлениям производителя, эффективность новых поездов для перевозчика будет существенно выше из расчета на 1 пассажира: такой результат обеспечат увеличение вместимости и снижение массы тары.

Высокоскоростной поезд Talgo Avril для сервиса Avlo совершает первую поездку между Барселоной и Мадридом Высокоскоростной поезд Talgo Avril совершает первую поездку между Барселоной и Мадридом. Источник: Miguel Angel Gracia

Пассажиры садятся на первый запущенный высокоскоростной поезд Talgo Avril сервиса AVE Пассажиры садятся на первый запущенный высокоскоростной поезд Talgo Avril сервиса AVE. Источник: Luisma Murias

Talgo Avril (по классификации железных дорог Испании — серия 106) заменят поезда с изменяемой колеей серий 120 (произведены консорциумом CAF и Alstom в 2004-2006 годах) и 130/730 (Talgo 250), а также высокоскоростные поезда стандартной колеи серии 112 (Talgo 350) сервиса Avlo. В будущем, по мере поступления следующих 15 составов, маршрутная сеть внутри страны будет расширена, также новые поезда будут ходить во Францию, в частности, по маршруту Барселона – Лион – Париж.

Технические особенности поездов Avril

Avril является дальнейшим развитием поезда Talgo 350. Каждый состав при длине 201,8 м состоит из 12 пассажирских вагонов с безосными тележками и одной парой колес, выполненных по уникальной технологии Rodal, и двух головных тяговых четырехосных локомотивов мощностью по 4400 кВт каждый.

Ширина пассажирских вагонов Avril увеличена до 3200 мм (на 25-30 см шире предшественников и аналогов от других производителей) с сохранением соответствия европейским габаритным требованиям UIC. Это достигнуто благодаря применению традиционных для Talgo коротких 13-метровых вагонов и усовершенствованной системе позиционирования. Если в Talgo предыдущего поколения вагоны наклонялись в кривых под действием центробежной силы, то в Avril вагоны центрируются электроникой с помощью датчиков и механизмов корректировки, разработанных швейцарской Liebherr. Кроме более точного вписывания в кривые эта система также уменьшает вибрации и тем самым повышает комфорт пассажиров.

Поезда Talgo Avril и Talgo 350 на станции Оренсе Высокоскоростные поезда Talgo Avril и Talgo 350 на станции Оренсе. Источник: Dan G.M/X

Благодаря более широким кузовам и переносу короба вентиляции из подоконного пространства вверх, производителю удалось расширить внутреннее пространство до 3100 мм и тем самым увеличить вместимость вагонов на 25%. Так, в эконом-классе кресла расположены по схеме 2+3 с проходом шириной 500 мм. Заявляется, что по ширине кресел и расстоянию между ними Avril не уступает другим поездам аналогичного класса с компоновкой 2+2.

Базовая комплектация для Renfe имеет 507 мест для сидения двух классов. Для сравнения, при аналогичной длине 200 м вместимость серии 112 (Talgo 350) составляла 365 пассажиров, серии 103 (адаптированный для Испании Siemens Velaro E) – 404 пассажира. При этом весь поезд весит 325 тонн, то есть на одного пассажира приходится рекордные 641 кг тары. У одноэтажных высокоскоростных поездов других производителей (Siemens Mobility и Alstom) этот показатель превышает 1 тонну. В целом по соотношениям «вместимость – длина» и «вместимость – масса» Talgo Avril близок к двухэтажным поездам, но в отличие от них имеет одинаковый по всей длине состава уровень пола без каких-либо ступенек, совпадающий с высотой платформ европейских ВСМ (760 мм над уровнем головки рельса). Это делает поезд максимально удобным для маломобильных граждан.

Салон эконом-класса в высокоскоростном поезде Talgo Avril Салон эконом-класса в высокоскоростном поезде Talgo Avril. Источник: Talgo

Салон 1-го класса в высокоскоростном поезде Talgo Avril Салон 1-го класса в высокоскоростном поезде Talgo Avril. Источник: librepensador/X

Также Talgo Avril способен эксплуатироваться на скоростях до 330 км/ч независимо от ширины колеи, тогда как предыдущая модель с изменяемой колеей (Talgo 250) в эксплуатации разгонялась только до 250 км/ч на европейской колее и до 220 км/ч на иберийской. В сентябре 2023 года в ходе испытательного заезда на участке ВСМ колеи 1668 мм Оренсе – Сантьяго-де-Компостела серийная машина достигла скорости 360 км/ч, побив предыдущий рекорд для иберийской колеи на 75 км/ч.

История создания модели и заказов

Впервые концепция поезда Avril была представлена в 2008 году. В 2012 был создан прототип в виде одного головного и двух пассажирских вагонов, который был показан на выставке Innotrans в Берлине. Позже прототип, получивший наименование G3, был достроен до полносоставного поезда и с 2014 по 2016 годы походил испытания на железных дорогах Испании. В ходе них была достигнута требуемая для сертификации скорость в 363 км/ч. Совершив более 76 тыс. км пробега, прототип был одобрен к эксплуатации и серийному производству.

В 2016-2017 годах испанский национальный перевозчик Renfe заказал 30 составов, из которых 15 машин – только на колею 1435 мм, а остальные – с изменяемой колеей 1435/1668 мм. Стоимость контракта вместе с обслуживанием в течении 40 лет составила почти €1,5 млрд. Все поезда могут эксплуатироваться на переменном (25 кВ) и постоянном (3 кВ) токе, при этом подвижной состав фиксированной колеи дополнительно может работать и от 1,5 кВ постоянного тока. Это необходимо для курсирования по международным маршрутам во Францию. В базовой комплектации (для сервиса AVE) в поездах предусмотрено 3 вагона первого класса (в том числе и с местами для пассажиров на инвалидных колясках), 8 вагонов эконом-класса и вагон-бистро, всего 507 мест.

При этом десять составов (5 с изменяемой колеей и 5 — с фиксированной) будут иметь увеличенную до 581 пассажира вместимость и состоять только из вагонов эконом-класса. Они предназначаются для бюджетного сервиса Avlo, стоимость билетов в котором начинается от €7.

Вагон-бистро в высокоскоростном поезде Talgo Avril Вагон-бистро в высокоскоростном поезде Avril. Источник: Talgo

Серийные машины существенно отличаются от прототипа. В частности, головные вагоны получили новую форму лобовых масок, без характерного для предыдущих моделей Talgo «утиного клюва». Первоначально на Avril планировалось установка тягового электрооборудования швейцарской ABB, но в 2018 году было принято решение использовать тяговые преобразователи испанской Ingeteam с электродвигателями австрийской TSA. Причины разрыва многолетнего сотрудничества с ABB испанский производитель не комментировал.

Пульт управления высокоскоростным поездом Talgo Avril Пульт управления высокоскоростным поездом Talgo Avril. Источник: Talgo

Передача первых поездов заказчику планировалась в начале 2021 года, но фактически новые поезда приступили к испытаниям только в 2020 году, при этом были выявлены многочисленные сбои в их программном обеспечении, устранение которых затянулось до 2023 года. Производитель объяснил задержки сменой поставщиков и разрывом производственных цепочек из-за пандемии Covid-19. В итоге серийные Avril были сертифицированы только в октябре 2023 года, а передача первых 10 машин состоялась в апреле 2024-го. За задержку в 3,5 года Renfe в настоящее время через суд пытается взыскать с Talgo штраф в размере €166 млн, а также с апреля дополнительно назначила неустойку за каждый день просрочки в €80 тыс.

В январе 2023 года французский частный перевозчик Le Train также подписал с Talgo соглашение о потенциальном приобретении 10 поездов Avril. Согласно его условиям, первые составы планировалось выпустить в 2025 году. Но информации о заключении контракта на данный момент нет.

Другие варианты исполнения платформы Avril

На своем сайте Talgo позиционирует, что в рамках платформы Avril может изготовить поезда на любой тип питания (включая автономное от дизель-генераторной секции), c различным количеством и комплектацией вагонов и на разные типы колеи (включая русскую 1520 мм). В 2010 году была заявлена возможность создания модификации G4 с конструкционной скоростью 380 км/ч, у которой будет увеличено количество моторных тележек до 6 (12 осей) и мощность до 12000 кВт. Предполагалось, что пассажиры будут размещены и в моторных вагонах, что позволит увеличить вместимость до 600 человек в базовой комплектации. На данный момент этот проект остается нереализованным.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении
E-line. Грузоперевозки E-Line. Грузоперевозки