Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

«ЗИКСТО» наладит серийный выпуск пассажирских вагонов

1 ноября 2022
Время чтения ~ 6 мин
Экстерьер первого купейного пассажирского вагона модели 61-4440 на площадке «ЗИКСТО»
Экстерьер купейного пассажирского вагона модели 61-4440 на площадке «ЗИКСТО». Источник: Кумар Аксакалов/facebook*
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Казахстан: Завод, специализирующийся на производстве грузовых вагонов, получил сертификат соответствия ТР ТС на выпуск партий из 300 купейных вагонов модели 61-4440 и 300 некупейных вагонов модели 61-4447. В России они с 2008 года серийно производятся Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ, входит в «Трансмашхолдинг»). Как цитирует главу Северо-Казахстанской области Кумара Аксакалова новостное агентство «Sputnik Казахстан», предприятие уже заключило контракт с национальным перевозчиком «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) на поставку 300 таких вагонов.

С ноября и до конца текущего года на мощностях завода планируется выпустить 50 пассажирских вагонов. Как сообщил Аксакалов в ходе посещения «ЗИКСТО», на первом этапе на площадке будет сборочное производство, а в перспективе появится возможность делать каркасы вагонов, повысить степень локализации и увеличить производственные мощности. Более подробно о закладываемом текущем уровне локализации сборки и дальнейших планах по ее повышению в «ЗИКСТО» агентству ROLLINGSTOCK отвечать отказались.

По словам гендиректора завода Рената Шамсутдинова, для развития пассажирского вагоностроения акционеры приняли решение снести старые здания на территории предприятия и в 2023 году начать строительство нового производственного корпуса. «Площадь здания будет ориентировочно от 4 до 6 тыс. м2 и в нем будет смонтирована новая производственная линия для выпуска новой железнодорожной продукции. В настоящее время идет снос, подготовка технического задания, изготовление нового проекта. <…> Это будет нечто вроде конвейера, когда не придется таскать вагон из помещения в помещение, а на едином конвейере непрерывно будет идти его изготовление. Это снизит затраты, повысит производительность», — отметил Шамсутдинов. Также он добавил, что сейчас потребность КТЖ в пассажирских вагонах составляет около 700 единиц, и завод будет постепенно ее удовлетворять.

Согласно представленным на сайте ТВЗ техническим характеристикам, вагоны модели 61-4440 и 61-4447 имеют конструкционную скорость 160 км/ч. Средний срок службы вагона из углеродистых сталей составляет не менее 28 лет, из коррозионно-инертных сталей – не менее 40 лет. В купейной модели 61-4440 в зависимости от желания заказчика может быть 18 или 36 мест, в некупейной модели 61-4447 – 54 места. В ТМХ на запрос ROLLINGSTOCK об условиях выпуска вагонов на «ЗИКСТО» и объеме участия ТВЗ в проекте не ответили.

Интерьер первого купейного пассажирского вагона модели 61-4440 на площадке «ЗИКСТО»

Интерьер первого купейного пассажирского вагона модели 61-4440 на площадке «ЗИКСТО» Интерьер купейного пассажирского вагона модели 61-4440 на площадке «ЗИКСТО». Источник: Кумар Аксакалов/facebook*

Стоит отметить, что ранее ТМХ уже организовывал сборку пассажирских вагонов в Казахстане. В 2019 году российский производитель получил в управление единственный выпускающий в стране пассажирские вагоны завод «Тулпар Тальго» (в 2012-2017 годах на нем были собраны 614 вагонов испанской Talgo). В 2019-2020 годах на этой площадке выпускались вагоны тех же моделей 61-4440 и 61-4447 из вагонокомплектов, поставляемых ТВЗ. Всего российский завод направил на «Тулпар» более 200 вагонокомплектов.

Также 2 года назад, летом 2020 года, КТЖ объявила конкурс по продаже «Тулпара» стратегическому партнеру, который в том числе должен взять на себя обязательства по поставке в 2022-2029 годах почти 470 пассажирских вагонов разного вида (купе, плацкарт и т.д.), а также 26 вагонов-электростанций. Решение по конкурсу так до сих пор не объявлено. Интерес к заводу проявляли ТМХ, Stadler, Крюковский вагоностроительный завод и производители из Китая, однако финальными претендентами назывались российский и швейцарский машиностроители.

В последнее время в КТЖ говорят о переговорах по «Тулпар» со Stadler. В ноябре 2021 года было подписано и соглашение о стратегическом сотрудничестве между компаниями на $100 млн. Однако в июне этого года управляющий директор по финансам КТЖ Даир Кушеров отмечал, что Stadler заинтересована в получении финансовых гарантий на 10 лет, но сам перевозчик указывал на регуляторные ограничения для реализации такого механизма, так как государственная поддержка пока выделяется КТЖ с горизонтом на один год. В то же время КТЖ в сентябре заявила, что за прошедшее время самостоятельно изготовила 62 вагона по технологии Talgo с уровнем локализации более 35%. Из вагонов сформировали 31-вагонные составы с тягой от грузовых тепловозов ТЭ33А.

Производство платформ на «ЗИКСТО» Производство платформ на «ЗИКСТО». Источник: Кумар Аксакалов/facebook*

Сейчас параллельно с освоением производства новой продукции «ЗИКСТО» выполняет контракт на поставку 2 тысяч 80-футовых фитинговых платформ модели 13-9781, выпускаемых в России с 2010 года Канашским вагоностроительным заводом (КАВАЗ, входит в концерн «Тракторные заводы», МИГ КТЗ). Как в апреле 2021 года отмечал гендиректор МИГ КТЗ Андрей Водопьянов, КАВАЗ передал «ЗИКСТО» конструкторскую документацию и лицензию на выпуск вагонов и тележек, а также организовал на предприятии их крупноузловую сборку с постепенным повышением уровня локализации. Сообщалось, что поставка комплектующих для первых 1,2 тысяч платформ будет выполнена из России. По информации Аксакалова, грузовому перевозчику KTZ Express (входит в КТЖ) на текущий момент доставлено уже более 1,2 тысяч таких платформ, остальные будут поставлены в этом году и в начале следующего.

* запрещен на территории РФ. Материнская организация Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.