Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Антон Зубихин: Поддержка локализации за рубежом должна быть частью экспортной политики России

21 октября 2022
Время чтения ~ 4 мин
Заместитель генерального директора по продажам и генеральный директор торгового дома «Синара – Транспортные Машины» Антон Зубихин
Заместитель генерального директора по продажам и генеральный директор торгового дома «Синара – Транспортные Машины» Антон Зубихин. Источник: СТМ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: Замгендиректора по продажам и гендиректор торгового дома «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) Антон Зубихин выступил с предложениями по расширению государственной поддержки экспорта на форуме «Сделано в России».

Так, на расширенном заседании профильного экспертного совета при комитете Госдумы по экономической политике он указал, что существующая нормативная база по поддержке экспортной деятельности в целом закрывает все вопросы жизненного цикла машиностроительной продукции. Однако, по мнению Зубихина, закладываемые расходы по субсидированию направления «Международная кооперация и экспорт» в проекте федерального бюджета России на 2023 год могут оказаться недостаточными. Ранее «Ведомости» со ссылкой на материалы Минфина сообщали, что по данному нацпроекту планируется сократить расходы бюджета на 17,9% относительно оценки фактических расходов-2022: с 153,9 до 126,4 млрд руб.

(увеличить)

«Транспортно-логистические расходы в цене продукта (производства СТМ. – прим. ред.) составляют не менее 15%», — отметил Зубихин. По его словам, нехватка такой поддержки приводит к тому, что СТМ может отказываться от участия в ряде перспективных тендеров даже в «дружественных» странах. Свой тезис Антон Зубихин завершил предложением к экспертному совету кратно, «как минимум в 2 раза», увеличить расходы на нацпроект «Международная кооперация и экспорт».

В то же время с ним не согласился первый замглавы Минпромторга России Василий Осьмаков, указав, что бюджет нацпроекта на следующий год «абсолютно адекватен». По его словам, мероприятия поддержки увязаны с конкретными объемами поставок и сделок, а текущие условия предполагают, что «на 1 рубль поддержки должно быть 4 рубля экспорта». «У нас в этом году проект профицитный, и в следующем году. На наш взгляд, он вполне себе достаточный, чтобы профинансировать машиностроение на 100% в полном объеме», — отметил Осьмаков. В то же время, по его мнению, восстановление экспортных позиций России в части логистики, кооперационных цепочек и политических факторов на фоне текущих условий потребует не менее 3-х лет. По данным Минпромторга России, в 2021 году на машиностроительную продукцию пришлось почти 24% ($37,2 млрд) промышленного экспорта России.

Ключевым предложением Антона Зубихина было внедрение механизма государственного финансирования проектов по созданию производственных мощностей за рубежом. По его словам, СТМ сейчас рассматривает локализацию производства в Индии, Казахстане и Узбекистане. Представитель производителя указал, что мера не должна реализовываться через традиционный механизм льготного кредитования, так как компаниям в ряде случаев его просто невозможно получить. «Это должна быть государственная политика. Если государство видит расширение присутствия в тех или иных дружественных странах, то государство должно инвестировать в том числе за бизнес. Порой бизнес просто не может вытянуть эти инвестиции», — резюмировал Антон Зубихин.

Распределитель-планировщик балласта СТМ в Индии Распределитель-планировщик балласта СТМ в Индии. Источник: СТМ

По данным СТМ, подвижной состав, выпущенный на заводах производителя, сейчас эксплуатируется более чем в 30 странах. В то же время компания указывала, что на экспорт пока приходится менее 5% ее выручки. Важным проектом для компании является расширение присутствия на рынке путевых машин Индии на фоне значительных инвестиций в железнодорожный транспорт в стране. Поставки в Индию требуют выполнения требований государственой программы Make in India по существенной локализации в стране. Ранее СТМ оценивала общий объем реализуемых контрактов в стране в €20 млн, а Антон Зубихин анонсировал планы принять участие в тендерах на поставку различной техники в Индию на общую сумму более €200 млн.

Также летом СТМ сообщила об обсуждении расширения поставок в адрес «Казахстан Темир Жолы». Дополнительно в апреле этого года СТМ впервые за время работы получила заказ в Узбекистане, от компании Enter Engineering, на поставку 5 маневровых тепловозов.