Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Как создается дизайн подвижного состава: прямая речь о проектах от 2050.ЛАБ

14 ноября 2024
Время чтения ~ 8 мин
Контактно-аккумуляторный электровоз ЭМКА2
Контактно-аккумуляторный электровоз ЭМКА2, для которого 2050.ЛАБ разработали новую конструкцию кузова. Источник: ТМХ
Алексеева Татьяна, PR-директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ
Время чтения ~ 8 мин

Дизайн становится все более значимым инструментом в конкурентной борьбе за внимание заказчиков рельсового подвижного состава. Важны все составляющие: и функциональность, и эстетика, и гарантия актуальности на десятилетия.

Основным центром компетенций в этом направлении в России сегодня является Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. Он на протяжении последних пяти лет участвует в создании новых моделей подвижного состава «Трансмашхолдинга». Анна Кулешова, коммерческий директор 2050.ЛАБ, в интервью ROLLINGSTOCK рассказала о том, как проекты по промдизайну рельсовой техники проходят путь от идеи до постановки в серию.

Анна Арсеновна, почему вопрос управления проектами по дизайну в железнодорожном транспорте так актуален?

Срок службы подвижного состава — 20, 30, а иногда и 40 лет. Представляете, какое внимание к деталям требуется, чтобы создать машину, которая будет возить не только вас и ваших детей, но и внуков? Железнодорожный транспорт, как и машиностроение в целом, — отрасль комплексных и сложных объектов, разрабатываемых огромной командой. Чем больше людей в команде, тем сложнее процессы взаимодействия между ними и тем большее влияние на результат имеет качество управления.

Анна Кулешова Анна Кулешова, коммерческий директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. Источник: 2050.ЛАБ

Сколько проектов в работе у команды 2050.ЛАБ?

Обычно у нас в студии одновременно находятся 30-40 проектов на разной стадии. И тут я хотела бы отметить, что весь поезд — это то, что мы называем один проект. Хотя, конечно, внутри подвижного состава есть еще несколько огромных блоков, каждый из которых является отдельным крупным проектом — разработка маски и экстерьера, кабины машиниста и интерьера салона, создание зоны для людей с ограниченными возможностями.

Чем отличается управление проектами в промышленном дизайне от управления проектами в других отраслях? 

Особенность нашей работы в том, что она предполагает довольно долгий цикл воплощения задумки — от идеи до выпуска продукта в серийное производство. Подвижной состав разрабатывается несколько лет. И, как уже говорила, в железнодорожной технике столько деталей, что это всегда масштабные и непростые проекты.

Такие условия диктует сама отрасль. Железная дорога – это, прежде всего, система правил, ГОСТов, стандартов. Они нужны, чтобы обеспечить высочайшую безопасность и бесперебойность перевозок. И дизайн подвижного состава – тоже то, что невозможно сделать, не разбираясь в массиве документов и правил. Не имеет смысла рисовать концепт в стиле космического звездолета, поскольку технику нужно произвести, и затем она должна пройти сложнейшую приемку и сертификацию.

Дизайн экстерьера электропоезда ЭП2ДМ, созданный 2050.ЛАБ Дизайн экстерьера электропоезда ЭП2ДМ, созданный 2050.ЛАБ. Источник: ТМХ

Это налагает большую ответственность, но и задает рабочий азарт у команды. Ведь внутри этих жестких рамок мы все равно научились создавать новое, придумывать прекрасное и доводить технику до производства. Всего за пять лет с момента открытия 2050.ЛАБ уже 10 моделей подвижного состава «Трансмашхолдинга», нашего ключевого заказчика и партнера, по которым мы разрабатывали дизайн, пошли в эксплуатацию «в железе». Считаю, что это крутой показатель!

Как в целом строится работа над проектом по созданию дизайна новой техники?

Можно выделить следующие основные и стандартные этапы создания любого дизайн-продукта, будь это локомотив или вагон, лифт или чайник, автомобиль или пылесос. Так, сначала проходит установочная встреча с заказчиком. После нее формируется техническое задание, на основе которого готовятся первые эскизные предложения. Выбирается вариант эскиза и идет его проработка. Затем трехмерное моделирование, макетирование, конструкторская проработка (инжиниринг) и подготовка продукта к серии. Далее вносятся изменения и доработки в дизайн, связанные с внедрением в производство, а также осуществляется его контроль.

Многие из этих процессов носят итерационный характер и все время сопровождаются важнейшим этапом «обсуждение с заказчиком».

Каким образом промышленный дизайн находит отражение в итоговом техническом задании на подвижной состав и конструкторской документации?

Самое непосредственное. Ведь цель проекта – это создание техники в новом дизайне, а не просто рисование концептов или эскизов. Поэтому все решения и усилия команды направлены на то, чтобы проект был принят и реализован именно в том виде, как он задумывался. Мы работаем по четкому техническому заданию, а значит на всех этапах учитываем ограничения и характеристики продукта.

Какие отличия в проектах по пассажирской технике и локомотивам? 

Основная разница в том, что вагонами затем пользуются и оценивают пассажиры. Это означает повышенное внимание к интерьеру, отделочным материалам и эргономике внутреннего пространства вагона. Все для того, чтобы путешествия и поездки были и комфортными, и безопасными.

В салоне поезда метро «Москва 2024» Интерьер поезда метро «Москва 2024», разработанный 2050.ЛАБ. Источник: «Метровагонмаш»

Локомотив же – это машина с тысячами деталей и узлов. Она гораздо сложнее с технической точки зрения. Да и задача у локомотива другая – он тянет за собой состав. Значит, это прежде всего безопасность, надежность, эксплуатационные характеристики. Поэтому тут большее внимание уделяется экстерьеру, световому оборудованию, внешним узлам и деталям, а также эргономике рабочего места машиниста.

Как находите общий язык с инженерами и техническими специалистами заказчика и эксплуатанта? Или учите их разговаривать на вашем? 

Это двусторонний процесс. Действительно классный проект можно создать только в условиях совместной работы на результат. Чтобы находиться в одном контексте, мы регулярно проводим встречи с клиентами, приезжаем на производство, никогда не оставляем инженеров и конструкторов один на один с дизайн-проектом. Отвечаем на вопросы, оперативно реагируем, если на производстве возникли какие-то изменения или дополнения.

Ведь дизайн-процессы существенно отличаются от процесса разработки, установленным в стандартах по Единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Инжиниринг и дизайн — не последовательные процессы, а именно тесное взаимодействие в течение всего проекта.

Концепт двухэтажного поезда, разработанный 2050.ЛAБ и отмеченный международной премией Red Dot Design Концепт двухэтажного поезда, разработанный 2050.ЛAБ и отмеченный международной премией Red Dot Design. Источник: 2050.ЛАБ

Безусловно, важной частью коммуникации является и обучение инженеров «дизайн-языку». Для этого у 2050.ЛАБ есть свой лицензированный образовательный центр, который, кстати, единственный в России в среде дизайн-студий. Мы проводим курсы, лекции мастер-кассы и даже обучение в формате дополнительного образования. Рассказываем о наших процессах, этапах работы, что такое дизайн-мышление и делимся нюансами создания проектов.

В этом году 2050.ЛАБ отмечает 5-летний юбилей. К нему мы готовим уникальный для отрасли проект «Правила промышленного дизайна». Это фильм, премьера которого сейчас готовится, а также книга и цифровые форматы. Цель проекта — объяснить людям, в том числе нашим партнерам, бизнесу и власти, что такое промдизайн и зачем он нужен. Как раз это и поможет нам говорить «на одном языке».

Как сохранять креативных работников в ресурсе, чтобы они продолжали эффективно создавать новый дизайн?

Больше всего творцов мотивирует видеть в работе и в жизни то, что они придумали — когда идеи живут. А этого у нас, к счастью, достаточно.

Какое соотношение между проектами, которые останутся «в столе», и теми, что дойдут до натурного образца? 

В промышленном дизайне для всех студий нормально, хоть и грустно, что многие разработки остаются концептами, не запускаются совсем или же существенно видоизменяются при реализации. Обычно получается около 15% выпущенных объектов от реализованных. Что приятно, в 2050.ЛАБ этот процент существенно выше и составляет порядка 30%.

Беседовала Татьяна Алексеева

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении
E-line. Грузоперевозки E-Line. Грузоперевозки