Германия: Siemens не видит целесообразности в инвестициях в страну происхождения компании – об этом на днях заявил глава налоговой службы немецкого концерна Кристиан Кезер. В свою очередь ряд производств подвижного состава, которые достались Alstom в Германии после поглощения Bombardier Transportation, также ждет закрытие и перепрофилирование.
Глобальные игроки сокращают инвестиции и оптимизируют площадки в крупнейшей экономике ЕС на фоне ее проблем. Параллельно их мощности в США, Индии и других странах активно развиваются на фоне новых заказов и требований по локализации.
Без поводов для оптимизма
Представитель Siemens озвучил указанную позицию концерна в середине октября в ходе общественных слушаний по налоговому законодательству в финансовом комитете Бунденстага (парламент Германии). «На самом деле нет ничего, что говорило бы в пользу инвестиционных решений (в Германии. – Прим. ред.)», – приводятся слова Кезера на сайте Бундестага. Германия не остается совсем вне внимания Siemens, однако в последнее время большая часть инвестиций концерна осуществлялась за рубежом. «В Германии роста нет, а в других странах он есть, и ситуация с налогами тоже выглядит не особенно хорошо», – сказал он.
Хотя Siemens в последнее время и делает основную ставку на развитие компетенций по цифровизации, роль транспортного дивизиона Siemens Mobility, который занимается поставками подвижного состава и железнодорожных технологий, остается значимой. Так, по состоянию на июнь-2024, портфель заказов Siemens Mobility составлял €48 млрд или более 40% от общего объема заказов всего концерна.
В Германии сохраняется тренд на экономический спад, который во многом вызван негативным влиянием на ЕС его же санкций против России. Фиксируются банкротства предприятий железнодорожного машиностроения: в этом году заявление о несостоятельности подала локомотивостроительная Schoma, а годом ранее закрылся производитель тележек Transtec F&E Vetschau.
На этом фоне производственную активность в стране снижает и Alstom. Компания официально объявила, что в 2026 году закрывает завод по выпуску пассажирского подвижного состава в Герлице. Его производственные компетенции перенесут на мощности Alstom в Восточной Европе. Также поезда больше не будут выпускать в Хеннигсдорфе: заводу предполагается оставить ремонтное назначение. Такие шаги обусловлены необходимостью оптимизации активов, которые перешли Alstom после поглощения Bombardier Transportation в 2021 году.
Новая прописка
В последнее время Siemens Mobility активно развивает присутствие в США. Так, с середины 1980-х действовало только одно предприятие немецкого концерна по выпуску подвижного состава в стране – в Сакраменто, штат Калифорния. Однако в 2023-2024 годах Siemens начала строить еще две площадки. Первую – в штате Северная Каролина для выполнения заказов от национального пассажирского перевозчика Amtrak, а вторую – в штате Нью-Йорк под поставки высокоскоростных поездов для Brightline West.
Производство подвижного состава Siemens в Сакраменто, США. Источник: Siemens
Производства создаются в соответствии с требованиями акта Buy America, а драйвером спроса во многом является масштабный пятилетний план по государственным инвестициям в инфраструктуру, утвержденный президентом США Джо Байденом в 2021 году. Примечательно, что именно на путях в США дебютирует новое поколение высокоскоростных поездов Siemens – Velaro Novo – с конструкционной скоростью в почти 360 км/ч.
Новые мощности по подвижному составу Siemens Mobility сегодня создает и в Индии. Там также действуют обязательные условия по локализации по программе Make in India. Так, производство электровозов будет налажено в Даходе, а этой весной было анонсировано создание мощностей по выпуску поездов метро в Аурангабаде. Еще одно производство за пределами Германии Siemens Mobility запустила в октябре — поезда метро будут также выпускаться в британском Гуле.
Производство поездов метро на площадке Alstom в Савли, Индия. Источник: Alstom
Производство Alstom представлено в Индии уже давно – налажен выпуск локомотивов и поездов метро. Сам французский производитель отмечает, что сегодня Индия является для него третьим по размерам рынком, уступая по масштабам деятельности только родной Франции и упомянутой ранее Германии. Производственная площадка у Alstom есть и в США, в штате Нью-Йорк: компания готова расширять ее на фоне новых контрактов. К тому же этом летом Alstom объявляла о расширении компонентных активов в Китае и Турции.
Все больше заказов в США получает и другой крупный европейский игрок – швейцарская Stadler. У нее также уже есть свои мощности по производству подвижного состава в штате Юта. Своя площадка в Индии у Stadler на данный момент отсутствует, однако это может быть вопросом времени. В частности, производитель уже претендовал на большой контракт по электропоездам и уступил Alstom, однако сейчас ожидается перезапуск конкурса.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK