Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Поддерживая идеи: как акселератор ТМХ содействует развитию стартапов в России

7 апреля 2022
Время чтения ~ 13 мин
На правах рекламы
Эскизы экстерьера перспективных моделей подвижного состава «Трансмашхолдинга»
Эскизы экстерьера перспективных моделей подвижного состава «Трансмашхолдинга». Источник: ТМХ
Время чтения ~ 13 мин

Россия: Победителями первого года акселерационной программы TMH: New Vision, совместного проекта «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и Фонда «Сколково», стали 20 российских стартапов. Их последующая поддержка даст мощный толчок к развитию импортозамещения в железнодорожном машиностроении России, а также внедрению инноваций в продукцию крупнейшего производителя подвижного состава страны. Более того, новый инструмент призван сформировать облик рельсовых транспортных средств будущего, которые ТМХ начнет выводить на рынок за горизонтом 2025 года.

Запрос на взаимодействие

Системный и долгосрочный заказ на подвижной состав последних лет позволил ТМХ повысить интенсивность научно-конструкторских разработок и создания новой техники. Так, за последние 5 лет холдинг инвестировал в НИОКР более 7 млрд руб.: только в 2020 году сертификацию прошли около 60 наименований продукции. Среди передовых разработок – новое поколение метропоездов, платформа электропоездов «Иволга 3.0», ряд моделей пассажирских вагонов локомотивной тяги, магистральные электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С с первым российским асинхронным электродвигателем, новая платформа маневровых машин на базе модульного тепловоза ТЭМ23.

В то же время рельсовый сектор переживает период значительных изменений: запрос на мобильность усложняется. Новая реальность формирует очередные вызовы в конкуренции за пассажиров и грузы, которые требуют постоянного повышения качества подвижного состава и его обслуживания. Такие требования предполагают целый комплекс решений в разных областях, включая снижение воздействия на климат и экологию, санитарную безопасность (дезинфекция и очистка воздуха), снижение шума, использование новых материалов, предиктивный анализ эксплуатации техники.

Поезда метро «Москва-2020» производства ТМХ Поезда метро «Москва-2020» производства ТМХ. Источник: autoreview.ru

Несмотря на то, что цифровые технологии ускоряют процесс подобных разработок, они также создают дополнительную конкурентную среду. В таких условиях, чтобы быть лидером, необходимо сотрудничать с внешними поставщиками идей.

Эти вызовы понимают как производители подвижного состава, так и сами перевозчики: внутренние научные ресурсы ограничены, а масштабирование собственных исследовательских экосистем несет риски для эффективности и устойчивости их деятельности. Таким образом, стал очевиден шаг в сторону аутсорсинга научно-конструкторской работы, в том числе за счет привлечения стартапов. Благодаря тесному сотрудничеству внешние разработчики могут системно проанализировать существующую линейку продуктов и предложить варианты их улучшения. При этом общее стремление к совершенствованию технологий позволит в конечном итоге дать клиентам и пользователям более качественный и привлекательный продукт.

В тренде мировой практики

Сейчас выявить нестандартные идеи и развить прорывные технологии помогают акселерационные программы. Фактически этот инструмент позволяет разработчикам в кратчайшие сроки создать продукт, готовый к производству и внедрению. В то же время мировой опыт показывает: подобная модель инвестирования может значительно улучшить практически каждый элемент железнодорожной системы с точки зрения внешней привлекательности, экономической эффективности и воздействия перевозок на окружающую среду.

Так, одной из крупнейших в Европе является немецкая акселерационная программа Mindbox Berlin. Она существует с 2015 года, когда национальная железнодорожная компания Deutsche Bahn (DB) и стартапы начали работать в специально созданном общем рабочем пространстве. Первые получили уникальные технологии, которые приносят пользу клиентам, а вторые — доступ к данным крупнейшей в Европе железнодорожной инфраструктуры и стартовый капитал.

За прошедшее время DB отобрала более 150 проектов, а с 50 участниками до сих пор продолжает работать. К примеру, компания установила интеллектуальные беспроводные датчики, постоянно контролирующие напряжение стартерной батареи и направляющие специальный сигнал в случае возникновения проблем в работе стрелочного перевода. В DB уверены, что благодаря акселерационной программе модернизация железнодорожного транспорта получит импульс, и к 2035 году, на 5 лет раньше, чем планировалось, отрасль станет более эффективной.

Годом позже, в 2016 году, 5 перевозчиков Великобритании − First, Arriva Group, Govia, National Express, Stagecoach и Virgin Trains − организовали HackTrain Accelerator, ежегодную программу, в которой вместе со стартапами пытаются найти пути преодоления вызов в части пиковой загруженности пассажирских поездов, безопасности и обеспечения исправности оборудования подвижного состава. Помимо финансовой поддержки (победители получают по £25 тыс.) каждая поддерживающая организация предоставляет командам наставников, помогающих проводить испытания. В первый год программа приняла более 1000 заявок от стартапов. Одна из победивших команд создала алгоритм, позволяющий с помощью датчиков определять конкретное местоположение поездов на сети и составлять более точное расписание их движения. Кроме того, анализируя полученные данные, система при необходимости перенаправляет потоки, чтобы свести к минимуму сбои в графике движения поездов.

В России РЖД открыли свой корпоративный акселератор в 2019 году. За прошедшее время конкурс по отбору стартапов прошел уже три раза, при этом был посвящен разным направлениям: железнодорожной инфраструктуре и управлению движением, подвижному составу, логистике. В разные годы заявки поступали не только из России, но со всех уголков мира – из стран СНГ, Израиля, Италии, Тайваня, Германии, Франции, США, Сингапура и из других государств.  Так, в 2020 году одними из лучших проектов стали система мониторинга, гибридные системы рекуперации энергии, система управления техническим состоянием подвижного состава, универсальные защитные покрытия, а также программа прогнозной аналитики SmartMaintenance от партнера ТМХ – компании Ctrl2Go.

Победители акселерационной программы РЖД 2021 года Победители акселерационной программы РЖД 2021 года. Источник: ВНИИЖТ

Среди производителей железнодорожной техники пионером акселерационных программ является японская Hitachi. Ее подразделение по выпуску подвижного состава, Hitachi Rail, начинало процесс внешнего поиска новых идеи и технологий с проекта Hinnova (для поддержки инноваций, предложенных сотрудниками). Однако сейчас компания переключилась на поиск стартапов, готовых предложить производителю усовершенствованные технологии, уже имеющиеся в распоряжении группы. В частности, Hitachi Rail стремится масштабировать технологии стартапов за счёт встраивания их в свою экосистему. Пока в своем акселераторе она заинтересована в поиске решений, связанных с большими данными.

Акселератор стартапов от ТМХ и Фонда «Сколково» – первый подобный конкурс, запущенный российским производителем подвижного состава. Пилотный запуск посвящен технологиям, требуемым для создания перспективных поездов метро и городского рельсового транспорта. Стратегически же проект предполагает, что ответственный за акселератор Центр перспективных технологий ТМХ станет единой точкой входа инноваций в сфере транспорта.

Создавая городской транспорт будущего

Ежедневно миллионы пассажиров в метрополитенах крупнейших городов России и ряда стран мира совершают поездки в вагонах, выпущенных ТМХ. Позиция лидера отрасли обязывает компанию постоянно совершенствовать продукцию, предлагать клиентам и пассажирам все новые решения, в том числе в рамках контрактов жизненного цикла.

Технологический рывок ТМХ совершил в рамках контракта с Москвой на поставку более 800 вагонов метро в 2014-2017 годах. Тогда производитель разработал платформу нового метропоезда, который отвечал уникальным техническим требованиям, предъявляемым метрополитеном столицы России. В частности, он имел более мощный и при этом легкий тяговый привод, колеса со специальными шумопоглотителями, сквозной проход через весь салон поезда и ряд других технических решений, направленных на предоставление новый уровень комфорта для пассажиров. Более того, заключенный контракт жизненного цикла до сих пор предполагает возможность дальнейшего совершенствования поездов.

На этой базе для последовавшего в 2020 году контракта на 1360 вагонов ТМХ создал новую версию поезда «Москва-2020». Он не только стал развитием идей холдинга о комфорте и лауреатом международного конкурса в области промышленного дизайна Red Dot Design, но и включал ряд серьезных новшеств, важных для эксплуатанта. В частности, речь о тяговых аккумуляторных батареях, обеспечивающих автономный ход поездов в аварийных ситуациях, а также высоком уровне автоматизации GoA3 (движение поездов без участия машиниста) c технической возможностью перехода на полностью «беспилотный» режим.

В салоне вагонов поезда метро «Москва-2020» В салоне вагонов поезда метро «Москва-2020». Источник: autoreview.ru

Производитель на этом не останавливается: одним из приоритетов компании являются инвестиции в новые разработки и создание условий для развития отечественной инженерной мысли. Если сначала ТМХ в части технологий требовалась помощь стратегического партнера – компании Alstom, то сейчас стратегия холдинга – формирование национальной базы интеллектуальной собственности под флагом «Сделано в России». Предполагается, что именно акселератор стартапов TMH: New Vision поможет машиностроителю сделать поезда метро еще более безопасными, комфортными и надежными.

К концу августа 2021 года эксперты получили более 200 заявок из 40 российских городов. Участники предлагали свои идеи по 29 тематикам, среди которых безопасность и комфорт в метро, системы накопления электроэнергии и повышение эффективности эксплуатации электродвигателей, новые конструкции и материалы для вагонов, цифровые решения для работы машинистов и др.

Далее проекты проходили экспертизу, а затем — очную диагностику, предполагающую экспертные консультации, встречи с представителями организаторов, обучение и помощь в подготовке презентационных материалов к питч-сессии. Рабочая группа по анализу проектов включала ТМХ, Фонд «Сколково», «Метровагонмаш» (входит в ТМХ) и профильные институты – РУТ (МИИТ), ПГУПС и ИрГУПС.

Финалисты конкурса стартапов TMH: New Vision вместе с членами жюри Финалисты конкурса стартапов TMH: New Vision вместе с членами жюри. Источник: ТМХ

В результате на демо-дне, включавшем финальную презентацию технологий, были продемонстрированы 20 проектов, из которых 12 были предложены компаниями-участниками «Сколково». ТМХ продолжит работу со всеми финалистами: так, в рамках работы акселератора определены требования к характеристикам инновационных решений для интеграции в подвижной состав и другие продукты ТМХ, а также сформированы планы взаимодействия с лучшими стартапами.

Роль ТМХ в российском машиностроении и, соответственно, в решении национальных задач внедрения передовых технологий существенна. В последние годы холдинг направляет на закупки сырья, материалов и полуфабрикатов около 200 млрд руб., а номенклатура поставок включает более 85 тыс. позиций. Эту продукцию ТМХ предоставляют около 2 тыс. малых, 500 средних, а также свыше 3,7 тыс. микропредприятий. В последние годы из цехов площадок ТМХ в среднем выходят более 16 единиц техники в день – локомотивов, электро- и дизель-поездов, пассажирских и грузовых вагонов, вагонов метро и др.

Стартап-платформа TMH: New Vision должна в перспективе дать толчок к дальнейшему развитию производств и продукции холдинга, в том числе и в части импортозамещения. Масштабы этой работы во многом будут залогом инженерного лидерства ТМХ и России.


Финалисты стартап-платформы TMH: New Vision и их проекты (компании-участники «Сколково»)

АСПМ | Дезинфектант длительного действия для железнодорожной техники и антиобледенительное тонкослойное покрытие длительного действия

Интехэнерго | Тепловая изоляция вагонов метро

Ирбистех | Очистка сухим льдом при сервисном обслуживании железнодорожной техники

НТЦ Биолюмен | Cистема отображения информации на лобовом стекле кабины машиниста

Омега | Биометрическая идентификация лиц машинистов для безопасного доступа в кабину

ПСО-Проджект | Энергоэффективные алюмокомпозитные нагревательные элементы для отопления и обогрева

Термопластиковые композитные технологии | Термопластиковые композитные материалы для метро

ТПС | Система рекуперации энергии для городского электротранспорта

ТЭЭМП | Система рекуперации энергии для поездов метро (выпускник «Сколково» 2021 года) 

ФМТ | Тяговые электроприводы на постоянных магнитах для поездов метро (выпускник «Сколково» 2021 года) 

Энерготехнология | Обработка электрических контактных соединений многокомпонентным галлиевым сплавом

Энергоэффективные технологии | Экраны на основе электронных чернил