Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В России начинается разработка стандарта качества клеевых соединений в подвижном составе

23 марта 2022
Время чтения ~ 4 мин
Клеевые работы в процессе производства электропоезда «Ласточка» на заводе «Уральские локомотивы»
Клеевые работы в процессе производства электропоезда «Ласточка» на заводе «Уральские локомотивы». Источник: СТМ
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: «Уральские локомотивы» (входят в «Синара — Транспортные Машины», совместное предприятие с Siemens Mobility) получили европейский сертификат на соответствующую технологию производства, а также инициировали разработку отечественного стандарта в рамках программы стандартизации Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) на 2022 год.

ИЗМЕНЕНО: Дополнено информацией о применении клеевых технологий производства на локомотивостроительных площадках «Трансмашхолдинга».

Как сообщили ROLLINGSTOCK Agency в «Уральских локомотивах», предложение о подготовке соответствующего стандарта уже внесено. В этом году планируется подготовить проект такого стандарта, корректировка и согласование должны быть завершены в 2023-2024 годах, после чего документ будет направлен на итоговое утверждение. Также на предприятии выразили готовность в случае заинтересованности РЖД создать российскую систему сертификации клеевых работ, аналогичной по стандарту IRIS, которая будет включать в том числе учреждение соответствующих сертифицирующих органов.

Ранее, в феврале этого года, «Уральские локомотивы» сообщили, что внедренные на предприятии клеевые работы прошли сертификацию в немецком центре TBB Cert на соответствие стандарту DIN 6701. Сертификат действителен до февраля 2025 года.

«Уральские локомотивы» первыми в железнодорожном машиностроении России начали применять склеивание в рамках производства электропоездов «Ласточка». В частности, предприятием осуществляется приклейка маски в кабине поезда, боковых окон салона, дверей в кабине машиниста, системы пола. «И за нами уже подтянулись наши поставщики: изготовители окон, изготовители маски и изготовители системы полов», – отмечают на предприятии.

Приклейка боковых окон салона электропоезда «Ласточка» Приклейка боковых окон салона электропоезда «Ласточка». Источник: «Уральские локомотивы»

На заводе клеевые работы считают перспективным направлением, которое имеет ряд преимуществ перед сваркой. Так, склейка является более технологичным процессом, предусматривающим меньшее количество операций, за счет чего удается увеличить скорость производства. «Склейка быстрее, потому что сварка должна остывать в определенных местах перед тем, как начать мехобработку. После сварки требуется мехобработка, и только потом нанесение защитного слоя. А склейку мы производим уже с конкретными готовыми деталями, которые уже покрашены и покрыты», – говорят в «Уральских локомотивах». Также склейка менее трудоемка и предполагает меньшие затраты на оснастку и оборудование.

Применить технологию склейки планируетcя и при производстве локомотивов, в частности нового электровоза 3ЭС8 «Малахит»: его прототип был недавно представлен руководству РЖД и Свердловской области, машина должна стать основой для линейки электровозов производителя на ближайшие 15-20 лет. В процессе его производства будет применяться технология по приклейке маски. Весь объем конструкторской и технологической подготовки в соответствии со стандартом DIN 6701 уже проведен.

Преимущества клеевых технологий Преимущества клеевых технологий. Источник: Презентация главного технолога «Метровагонмаша» Андрея Груцинова, июнь 2021 года

Востребованность клеевых технологий подтверждают и на другом производстве подвижного состава – в «Метровагонмаше» (МВМ, входит в ТМХ). В 2021 году главный технолог МВМ Андрей Груцинов в рамках семинара-презентации акселерационной программы холдинга отмечал, что склейка дает возможность использовать алюминий и композитные материалы, которые влияют на снижение материалоемкости и способствуют развитию производства скоростного и высокоскоростного подвижного состава. Согласно его презентации, современный гибридный клей дает неограниченные возможности для разработки новых конструкций, предел прочности на сдвиг достигает 30 МПа, а время отверждения составляет 1 час.

Локомотивостроительные предприятия ТМХ также уже используют клеевые технологии производства. Так, Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) вклеивает окна в кабины подвижного состава, локально склейка применяется и на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ).