Германия: SRT, Plasser & Theurer, Robel, Linsinger и ряд других игроков рынка презентовали свою технику для обслуживания, диагностики и строительства инфраструктуры в рамках выставки InnoTrans, проходившей в сентябре в Берлине. Семь моделей подвижного состава стали премьерами салона.
Экспозиция SRT Railway Technology
Наиболее широко на InnoTrans был представлен подвижной состав итальянской SRT. Единственной премьерой компании стал самоходный хоппер-дозатор DHS Hybrid. Его тяга обеспечивается дизельным двигателем мощностью 55 кВт и электродвигателем мощностью 35 кВт, питающемся от аккумуляторных батарей. Максимальная производительность выгрузки щебня в электрическом режиме у вагона составляет 800 м³/ч. При этом для дизельного режима данный параметр не уточняется.
Заявляется, что погрузка-выгрузка и транспортировка сыпучих материалов полностью автоматизированы. Подвижной состав оснащен двумя конвейерными лентами с углом наклона 45°. Также он оборудован системой освещения для подсветки зоны работы и площадок. DHS Hybrid может работать в сцепке из 2-12 вагонов.
Самоходный хоппер-дозатор DHS Hybrid от SRT. Источник: Кирилл Балберов/today1520
На путях открытой экспозиции SRT впервые продемонстрировала и экскаваторы-погрузчики на комбинированном ходу моделей T8000, T9000 и T10000C. Данный подвижной состав вошел в портфолио компании после поглощения итальянской Colmar Technik, проведенного в прошлом году.
Экспозиция экскаваторов-погрузчиков SRT на InnoTrans 2024. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Все показанные на выставке модели экскаваторов-погрузчиков оснащены дизельными двигателями разной мощности. Они позиционируются как универсальные машины для обслуживания и строительства инфраструктуры. Так, в зависимости от выбранной насадки они могут выкопать траншею, положить в нее рельсы, выполнить подбивку балласта и шпал, подстричь кусты и деревья вдоль путей, а также выполнить другие задачи.
В то же время SRT снова привезла на выставку модульный рельсошлифовальный поезд Vulcano Light. Благодаря малым габаритам он может применяться на линиях метрополитена.
Модульный рельсошлифовальный поезд SRT Vulcano Light. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Vulcano Light предназначен для восстановления профиля железнодорожных путей и стрелочных переводов. Кроме того, он может проводить диагностику геометрии пути и ультразвуковой контроль. Поезд доступен для заказа в комплектации с 10 и 24 шлифовальными камнями.
Экспозиция Plasser & Theurer
Экспозиция австрийской компании также не обошлась без премьер. Впервые был показан стабилизатор пути CompactFlex 4×4, созданный для перевозчика Тайваня TRC. Он оснащен подбивочным блоком с 16 шпалоподбойками. Компания заявляет, что двунаправленный стабилизатор относительно ранее выпускавшегося ей подвижного состава может легче проникать в сильно загрязненные балластные слои, у него меньший расход топлива, а также за счет дополнительных настроек управления снижается износ механизмов и уровень шума. Есть возможность сцепки с модулями для выполнения профилирования балласта, контроля параметров пути и других задач.
Стабилизатор пути CompactFlex 4×4. Источник: Plasser & Theurer
Стабилизатор относится к новому семейству Compact с предельной нагрузкой на ось 15 тс, которое позиционируется как техника для обслуживания узкоколейных линий и метрополитенов. В рамках этого семейства австрийский производитель предлагает также выправочно-подбивочно-рихтовочные машины и планировщики балласта. Заявлена возможность исполнения под колею от 1000 до 1676 мм и с разными типами силовых установок.
Еще одной премьерой Plasser & Theurer стала мобильная лаборатория InfraSpector на комбинированном ходу. Компания сообщает, что она измеряет геометрию пути, продольный и поперечный профиль рельса, а также ширину колеи и профиль балластного слоя. Дополнительные параметры могут быть интегрированы по желанию заказчика. InfraSpector может эксплуатироваться с максимальной рабочей скоростью 60 км/ч. Как в компании сообщили изданию Metro Report International, лаборатория предназначена для установки всех типов датчиков, представленных на рынке.
Мобильная лаборатория InfraSpector. Источник: Plasser & Theurer
Вместе с тем Plasser & Theurer показала на выставке новую гибридную машину для строительства и текущего содержания контактной сети CatenaryCrafter 15.4 E3. Первые две таких машины с питанием от контактной сети, тяговых аккумуляторов и дизель-генераторной установки мощностью 520 кВт были выпущены прошлым летом. В декабре-2023 они начали тестироваться на инфраструктуре австрийского перевозчика OBB.
Путевая машина CatenaryCrafter 15.4 E3. Источник: Plasser & Theurer
Машина оснащена европейской системой управления движением ETCS и может доезжать до места работы со скоростью до 120 км/ч как своим ходом, так и в составе поезда. Рабочее оборудование состоит из штанг для отодвигания и позиционирования контактной сети, крана, трехсекционной подъемной площадки, корзины грузоподъемностью 450 кг с максимальным удалением от центра путей до 7,5 м по вертикали до 4 м по горизонтали. Служебное помещение вмещает 11 рабочих.
Машины для обслуживания контактной сети от Harsco Rail и Geismar
Дополнила экспозицию подвижного состава для обслуживания контактной сети американская Harsco Rail. Она продемонстрировала новинку – платформу с краном и подъемной площадкой вместе с модулем технического сопровождения и обслуживания.
Состав XTmas для обслуживания контактной сети от Harsco Rail. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Подвижной состав, получивший обозначение XTmas, выпущен для швейцарского инфраструктурного оператора SBB Bahninfrastruktur. Согласно представленной на стенде производителя информации, состав оснащен дизель-генератором экологического уровня Stage V мощностью 280 кВт и предназначен для работы 8 человек.
В свою очередь французская Geismar представила первую машину VMT 970 GR «Picker Dragon» для немецкого инфраструктурного оператора DB InfraGO. Она имеет большую кабину, способную перевозить до 6 человек не считая машиниста. Также машина оснащена краном от австрийской Palfinger модели PKR 175 C, способным поднимать до 15,2 т (или 1 т на высоту 12,5 м).
Машина VMT 970 GR «Picker Dragon» от Geismar. Источник: Кирилл Балберов/today1520
VMT 970 GR «Picker Dragon» укомплектована дизельным двигателем мощностью 390 кВт и способна перевозить до 150 т на ровной поверхности со скоростью до 80 км/ч (или до 40 т с небольшим уклоном 5‰). Максимальная скорость составляет 100 км/ч. Заявляется, что она может преодолевать уклоны до 67‰.
Рельсошлифовальная техника от Loram и Windhoff
Американская Loram представила премьерный поезд RGX для Великобритании. Он имеет модульную конструкцию и может состоять из 1-8 вагонов с различным количеством шлифовальных камней: от 20 до 40. Как заявляет Loram, RGX предназначен для работы как на магистральных линиях, так и на линиях метрополитена. Есть возможность регулировки угла шлифовальной головки до 75° с внутренней стороны и до 25° снаружи. Максимальная рабочая скорость в режиме шлифования заявлена на уровне 24 км/ч. В зависимости от пожеланий заказчика RGX может быть оснащен дизель-генератором мощностью до 1,8 МВт и баками с водой объемом до 12,1 тыс. литров. Кроме того, рельсошлифовальный поезд укомплектован системами измерения продольного профиля рельса, визуализации поверхности рельса, сбора пыли и подавления шума.
Рельсошлифовальная машина RGX от Loram. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Другая премьера InnoTrans 2024 – двунаправленная рельсошлифовальная машина MPV VentuS типа SF50 от немецкой Windhoff. Она была заказана оператором общественного транспорта немецкого Билефельда moBiel для строительства и обслуживания трамвайных путей. Ее разработка заняла 16 месяцев, в июле она покинула завод компании в Райне.
Рельсошлифовальная машина от Windhoff. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Заявляется, что мощность машины составляет 400 кВт, максимальная скорость – 60 км/ч, объем четырех баков с водой – 4 тыс. литров. Основная тяга реализуется от контактной сети, вспомогательная — от дизельного двигателя и аккумуляторных батарей, поскольку сам процесс укладки пути, как правило, происходит с отключением от контактной сети. На машину можно устанавливать дополнительное оборудование для диагностики путей, уборки снега, устранения обледенения контактного провода и поливки растений вдоль путей и других целей.
Рельсофрезерный поезд от Linsinger
Для австрийской компании премьерным стал шестивагонный Railmaster RM 21. Заявляется, что это первый в мире рельсофрезерный поезд с двумя независимыми друг от друга силовыми установками.
Рельсофрезерный поезд RM 21 от Linsinger. Источник: Falk2/wikimedia
В режиме тяги от контактной сети максимальная мощность поезда составляет 1,2 МВт, от дизеля экологического уровня Stage V – 740 кВт, водородных топливных элементов – 450 кВт. В первом режиме скорость движения собственным ходом составит до 120 км/ч, в остальных режимах тяги – до 100 км/ч.
При этом рабочая скорость заявлена на уровне 2 км/ч. При ней толщина снятия слоя может варьироваться от 0,1 до 6 мм. Отмечается, что машина может выполнять обработку как рельсов, так и стрелочных переводов. Также в функционал RM 21 заложено измерение продольного и поперечного профиля рельса и выполнение вихретокового контроля.
Подвижной состав других производителей
Также на InnoTrans была показана автоматизированная машина серии 705 для выправки пути от австрийской System7. Самоходная четырехосная машина предназначена для эксплуатации на линиях с колеей 1600 мм. Заявляется, что она с помощью лидаров может сканировать текущий профиль пути, создавать отчеты о его характеристиках. Перераспределение и подбивка балласта для формирования нового профиля пути осуществляются автоматически на основе загруженного шаблона.
Машина также оснащена системой диагностики и камерами кругового обзора для оператора. Дополнительно заложена возможность оперативной (за 10 минут одним сотрудником) смены щеток для удаления излишков балласта со шпал. После наладки и сертификации она будет эксплуатироваться швейцарской компанией Rhomberg Sersa (RSRG), с которой национальный перевозчик Irish Rail заключил семилетний контракт на обслуживание инфраструктуры.
Самоходная четырехосная машина серии 705 от System7. Источник: Railway Gazette International
Единственным представленным на выставке пожарно-спасательным поездом стал Servicejet от швейцарской Stadler. Трехвагонный состав способен двигаться в обе стороны без переформирования со скоростью до 160 км/ч. Мощность привода составляет 3000 кВт при питании от контактной сети, также поезд способен работать автономно от двух дизель-генераторных установок суммарной мощностью 780 кВт и аккумуляторной батареи емкостью 280 кВт*ч.
Пожарно-спасательный поезд Servicejet от Stadler. Источник: Кирилл Балберов/today1520
OBB-Infrastruktur заказал 5 таких пожарно-спасательных поездов у Stadler в декабре 2020 года, а затем контракт был расширен до 18 составов. Их общая стоимость составила €230 млн. Подробный текст об этом пожарно-спасательном поезде ROLLINGSTOCK публиковали ранее по ссылке.
В свою очередь группа DB E.C.O. (входит в состав немецкого перевозчика Deutsche Bahn) представила мультисенсорную платформу 360° MSP. Она предназначена для создания трехмерной модели железнодорожной инфраструктуры.
Мультисенсорная платформа 360° MSP. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Платформа создана на базе автомотрисы. Она оснащена системой картографирования со спутниковой навигацией, панорамной камерой, лазерными сканерами и георадаром, позволяющим сканировать структуру грунта под рельсовой колеей. Картографирование и другие измерения выполняются при движении автомотрисы со скоростью до 80 км/ч. В течение суток собираются данные для построения трехмерной модели 200 км пути.
Трехмерная модель пути, созданная мультисенсорной платформой 360° MSP. Источник: Deutsche Bahn
Дополнил представленный на InnoTrans диагностический подвижной состав прототип инспекционного поезда от хорватской Končar. Он создан на базе серийно выпускаемых производителем дизель-поездов. На нем установлено диагностическое оборудование от итальянской Mermec, которое позволяет контролировать состояние пути и контактной сети. Заявляется, что поезд длиной 25 м может развивать максимальную скорость 140 км/ч как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных линиях.
Инспекционный поезд Končar. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Кроме того, была показана и техника для обслуживания путей метрополитена. Так, немецкая Robel представила премьерную машину Rorunner E³. На выставке состоялась церемония ее передачи оператору электрических сетей Мюнхена SWM. Всего он заказал 10 таких машин.
Rorunner E³ при движении использует энергию от контактного рельса, а на месте может задействовать аккумуляторную батарею для работы в течение 3 часов. Также в качестве резервного источника питания имеется дизель-генератор. Дополнительно машина оснащена кранами и погрузочными платформами с обеих сторон.
Машина Rorunner E³ от Robel. Источник: Falk2/wikimedia
Robel продемонстрировала на выставке и поезд Romis для оператора метрополитена Гонконга MTR. Подвижной состав предназначен для выполнения работ по текущему содержанию путевой инфраструктуры.
Поезд Romis от Robel. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Производственная секция поезда Romis от Robel. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Romis состоит из двух секций, соединенных межвагонным переходом. Первая секция является производственной: в ней отсутствует пол для более легкого доступа к инфраструктуре. Она оснащена инструментами для сварки, резки и шлифования рельсов. Вторая секция предназначена для перевозки материалов, оборудования и персонала. Для буксировки из депо на место проведения работ и обратно Romis транспортируется локомотивом.
Экспозиция Robel также включала и головной вагон рельсофрезерной машины Romill Urban E³ для метрополитена. Машина с тягой от аккумуляторных батарей и дизельного двигателя была впервые презентована в 2022-м на выставке путевых технологий iaf. Конструкция подвижного состава, система привода и технология фрезерования поверхности рельсов созданы компанией Schweerbau.
Головной вагон рельсофрезерной машины Romill Urban E³ от Robel. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Машина в своей полной комплектации состоит из трех «вагонов»: кабины машиниста, оборудованной тремя аккумуляторным батареями, рельсофрезерного станка с отсеком для стружки и еще одной кабины машиниста, оснащенной дизельным двигателем. Производитель говорит, что фрезеровка происходит без образования пыли и искр, побочный продукт собирается в отдельной емкости, а полировка выполняется с низким уровнем шума.
Другие материалы с InnoTrans 2024: пассажирский подвижной состав, локомотивы, городская рельсовая техника, грузовые вагоны
Читайте также обзорные материалы по InnoTrans 2022: пассажирский подвижной состав, локомотивы, городская рельсовая техника, грузовые вагоны, путевая техника
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK