Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Innotrans 2024: обзор представленной путевой техники

2 декабря 2024
Время чтения ~ 15 мин
Натурная экспозиция путевой техники на InnoTrans 2024
Натурная экспозиция путевой техники на InnoTrans 2024. Источник: Messe Berlin
Сотников Кирилл, приглашенный автор
Время чтения ~ 15 мин
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Германия: SRT, Plasser & Theurer, Robel, Linsinger и ряд других игроков рынка презентовали свою технику для обслуживания, диагностики и строительства инфраструктуры в рамках выставки InnoTrans, проходившей в сентябре в Берлине. Семь моделей подвижного состава стали премьерами салона. 

Экспозиция SRT Railway Technology

Наиболее широко на InnoTrans был представлен подвижной состав итальянской SRT. Единственной премьерой компании стал самоходный хоппер-дозатор DHS Hybrid. Его тяга обеспечивается дизельным двигателем мощностью 55 кВт и электродвигателем мощностью 35 кВт, питающемся от аккумуляторных батарей. Максимальная производительность выгрузки щебня в электрическом режиме у вагона составляет 800 м³/ч. При этом для дизельного режима данный параметр не уточняется.

Заявляется, что погрузка-выгрузка и транспортировка сыпучих материалов полностью автоматизированы. Подвижной состав оснащен двумя конвейерными лентами с углом наклона 45°. Также он оборудован системой освещения для подсветки зоны работы и площадок. DHS Hybrid может работать в сцепке из 2-12 вагонов.

Хоппер-дозатор DHS Hybrid от SRT Самоходный хоппер-дозатор DHS Hybrid от SRT. Источник: Кирилл Балберов/today1520

На путях открытой экспозиции SRT впервые продемонстрировала и экскаваторы-погрузчики на комбинированном ходу моделей T8000, T9000 и T10000C. Данный подвижной состав вошел в портфолио компании после поглощения итальянской Colmar Technik, проведенного в прошлом году.

Экспозиция экскаваторов-погрузчиков SRT на InnoTrans 2024. Экспозиция экскаваторов-погрузчиков SRT на InnoTrans 2024 Экспозиция экскаваторов-погрузчиков SRT на InnoTrans 2024. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Все показанные на выставке модели экскаваторов-погрузчиков оснащены дизельными двигателями разной мощности. Они позиционируются как универсальные машины для обслуживания и строительства инфраструктуры. Так, в зависимости от выбранной насадки они могут выкопать траншею, положить в нее рельсы, выполнить подбивку балласта и шпал, подстричь кусты и деревья вдоль путей, а также выполнить другие задачи.

В то же время SRT снова привезла на выставку модульный рельсошлифовальный поезд Vulcano Light. Благодаря малым габаритам он может применяться на линиях метрополитена.

Модульный рельсошлифовальный поезд SRT Vulcano Light Модульный рельсошлифовальный поезд SRT Vulcano Light. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Vulcano Light предназначен для восстановления профиля железнодорожных путей и стрелочных переводов. Кроме того, он может проводить диагностику геометрии пути и ультразвуковой контроль. Поезд доступен для заказа в комплектации с 10 и 24 шлифовальными камнями.

Экспозиция Plasser & Theurer

Экспозиция австрийской компании также не обошлась без премьер. Впервые был показан стабилизатор пути CompactFlex 4×4, созданный для перевозчика Тайваня TRC. Он оснащен подбивочным блоком с 16 шпалоподбойками. Компания заявляет, что двунаправленный стабилизатор относительно ранее выпускавшегося ей подвижного состава может легче проникать в сильно загрязненные балластные слои, у него меньший расход топлива, а также за счет дополнительных настроек управления снижается износ механизмов и уровень шума. Есть возможность сцепки с модулями для выполнения профилирования балласта, контроля параметров пути и других задач.

Динамичсекий стабилизатор пути CompactFlex 4x4

Динамичсекий стабилизатор пути CompactFlex 4x4 Стабилизатор пути CompactFlex 4×4. Источник: Plasser & Theurer

Стабилизатор относится к новому семейству Compact с предельной нагрузкой на ось 15 тс, которое позиционируется как техника для обслуживания узкоколейных линий и метрополитенов. В рамках этого семейства австрийский производитель предлагает также выправочно-подбивочно-рихтовочные машины и планировщики балласта. Заявлена возможность исполнения под колею от 1000 до 1676 мм и с разными типами силовых установок.

Еще одной премьерой Plasser & Theurer стала мобильная лаборатория InfraSpector на комбинированном ходу. Компания сообщает, что она измеряет геометрию пути, продольный и поперечный профиль рельса, а также ширину колеи и профиль балластного слоя. Дополнительные параметры могут быть интегрированы по желанию заказчика. InfraSpector может эксплуатироваться с максимальной рабочей скоростью 60 км/ч. Как в компании сообщили изданию Metro Report International, лаборатория предназначена для установки всех типов датчиков, представленных на рынке.

Мобильная лаборатория InfraSpector Мобильная лаборатория InfraSpector. Источник: Plasser & Theurer

Вместе с тем Plasser & Theurer показала на выставке новую гибридную машину для строительства и текущего содержания контактной сети CatenaryCrafter 15.4 E3. Первые две таких машины с питанием от контактной сети, тяговых аккумуляторов и дизель-генераторной установки мощностью 520 кВт были выпущены прошлым летом. В декабре-2023 они начали тестироваться на инфраструктуре австрийского перевозчика OBB.

Путевая машина CatenaryCrafter 15.4 E3 Путевая машина CatenaryCrafter 15.4 E3. Источник: Plasser & Theurer

Машина оснащена европейской системой управления движением ETCS и может доезжать до места работы со скоростью до 120 км/ч как своим ходом, так и в составе поезда. Рабочее оборудование состоит из штанг для отодвигания и позиционирования контактной сети, крана, трехсекционной подъемной площадки, корзины грузоподъемностью 450 кг с максимальным удалением от центра путей до 7,5 м по вертикали до 4 м по горизонтали. Служебное помещение вмещает 11 рабочих.

Машины для обслуживания контактной сети от Harsco Rail и Geismar

Дополнила экспозицию подвижного состава для обслуживания контактной сети американская Harsco Rail. Она продемонстрировала новинку – платформу с краном и подъемной площадкой вместе с модулем технического сопровождения и обслуживания.

Состав XTmas для обслуживания контактной сети от Harsco Rail Состав XTmas для обслуживания контактной сети от Harsco Rail. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Подвижной состав, получивший обозначение XTmas, выпущен для швейцарского инфраструктурного оператора SBB Bahninfrastruktur. Согласно представленной на стенде производителя информации, состав оснащен дизель-генератором экологического уровня Stage V мощностью 280 кВт и предназначен для работы 8 человек.

В свою очередь французская Geismar представила первую машину VMT 970 GR «Picker Dragon» для немецкого инфраструктурного оператора DB InfraGO. Она имеет большую кабину, способную перевозить до 6 человек не считая машиниста. Также машина оснащена краном от австрийской Palfinger модели PKR 175 C, способным поднимать до 15,2 т (или 1 т на высоту 12,5 м).

Машина VMT 970 GR «Picker Dragon» от Geismar

Машина VMT 970 GR «Picker Dragon» от Geismar Машина VMT 970 GR «Picker Dragon» от Geismar. Источник: Кирилл Балберов/today1520

VMT 970 GR «Picker Dragon» укомплектована дизельным двигателем мощностью 390 кВт и способна перевозить до 150 т на ровной поверхности со скоростью до 80 км/ч (или до 40 т с небольшим уклоном 5‰). Максимальная скорость составляет 100 км/ч. Заявляется, что она может преодолевать уклоны до 67‰.

Рельсошлифовальная техника от Loram и  Windhoff

Американская Loram представила премьерный поезд RGX для Великобритании. Он имеет модульную конструкцию и может состоять из 1-8 вагонов с различным количеством шлифовальных камней: от 20 до 40. Как заявляет Loram, RGX предназначен для работы как на магистральных линиях, так и на линиях метрополитена. Есть возможность регулировки угла шлифовальной головки до 75° с внутренней стороны и до 25° снаружи. Максимальная рабочая скорость в режиме шлифования заявлена на уровне 24 км/ч. В зависимости от пожеланий заказчика RGX может быть оснащен дизель-генератором мощностью до 1,8 МВт и баками с водой объемом до 12,1 тыс. литров. Кроме того, рельсошлифовальный поезд укомплектован системами измерения продольного профиля рельса, визуализации поверхности рельса, сбора пыли и подавления шума.

Рельсошлифовальная машина RGX от Loram Рельсошлифовальная машина RGX от Loram. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Другая премьера InnoTrans 2024 – двунаправленная рельсошлифовальная машина MPV VentuS типа SF50 от немецкой Windhoff. Она была заказана оператором общественного транспорта немецкого Билефельда moBiel для строительства и обслуживания трамвайных путей. Ее разработка заняла 16 месяцев, в июле она покинула завод компании в Райне.

Рельсошлифовальная машина SF50 типа Venus NV от Windhoff Рельсошлифовальная машина  от Windhoff. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Заявляется, что мощность машины составляет 400 кВт, максимальная скорость – 60 км/ч, объем четырех баков с водой – 4 тыс. литров. Основная тяга реализуется от контактной сети, вспомогательная — от дизельного двигателя и аккумуляторных батарей, поскольку сам процесс укладки пути, как правило, происходит с отключением от контактной сети. На машину можно устанавливать дополнительное оборудование для диагностики путей, уборки снега, устранения обледенения контактного провода и поливки растений вдоль путей и других целей.

Рельсофрезерный поезд от Linsinger

Для австрийской компании премьерным стал шестивагонный Railmaster RM 21. Заявляется, что это первый в мире рельсофрезерный поезд с двумя независимыми друг от друга силовыми установками.

Рельсофрезерный поезд RM 21 от Linsinger Рельсофрезерный поезд RM 21 от Linsinger. Источник: Falk2/wikimedia

В режиме тяги от контактной сети максимальная мощность поезда составляет 1,2 МВт, от дизеля экологического уровня Stage V – 740 кВт, водородных топливных элементов – 450 кВт. В первом режиме скорость движения собственным ходом составит до 120 км/ч, в остальных режимах тяги – до 100 км/ч.

При этом рабочая скорость заявлена на уровне 2 км/ч. При ней толщина снятия слоя может варьироваться от 0,1 до 6 мм. Отмечается, что машина может выполнять обработку как рельсов, так и стрелочных переводов. Также в функционал RM 21 заложено измерение продольного и поперечного профиля рельса и выполнение вихретокового контроля.

Подвижной состав других производителей

Также на InnoTrans была показана автоматизированная машина серии 705 для выправки пути от австрийской System7. Самоходная четырехосная машина предназначена для эксплуатации на линиях с колеей 1600 мм. Заявляется, что она с помощью лидаров может сканировать текущий профиль пути, создавать отчеты о его характеристиках. Перераспределение и подбивка балласта для формирования нового профиля пути осуществляются автоматически на основе загруженного шаблона.

Машина также оснащена системой диагностики и камерами кругового обзора для оператора. Дополнительно заложена возможность оперативной (за 10 минут одним сотрудником) смены щеток для удаления излишков балласта со шпал. После наладки и сертификации она будет эксплуатироваться швейцарской компанией Rhomberg Sersa (RSRG), с которой национальный перевозчик Irish Rail заключил семилетний контракт на обслуживание инфраструктуры.

Самоходная четырехосная машина серии 705. Самоходная четырехосная машина серии 705 от System7. Источник: Railway Gazette International

Единственным представленным на выставке пожарно-спасательным поездом стал Servicejet от швейцарской Stadler. Трехвагонный состав способен двигаться в обе стороны без переформирования со скоростью до 160 км/ч. Мощность привода составляет 3000 кВт при питании от контактной сети, также поезд способен работать автономно от двух дизель-генераторных установок суммарной мощностью 780 кВт и аккумуляторной батареи емкостью 280 кВт*ч.

Пожарно-спасательный поезд Servicejet от Stadler Пожарно-спасательный поезд Servicejet от Stadler. Источник: Кирилл Балберов/today1520

OBB-Infrastruktur заказал 5 таких пожарно-спасательных поездов у Stadler в декабре 2020 года, а затем контракт был расширен до 18 составов. Их общая стоимость составила €230 млн. Подробный текст об этом пожарно-спасательном поезде ROLLINGSTOCK публиковали ранее по ссылке.

В свою очередь группа DB E.C.O. (входит в состав немецкого перевозчика Deutsche Bahn) представила мультисенсорную платформу 360° MSP. Она предназначена для создания трехмерной модели железнодорожной инфраструктуры.

Мультисенсорная платформа 360° MSP Мультисенсорная платформа 360° MSP. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Платформа создана на базе автомотрисы. Она оснащена системой картографирования со спутниковой навигацией, панорамной камерой, лазерными сканерами и георадаром, позволяющим сканировать структуру грунта под рельсовой колеей. Картографирование и другие измерения выполняются при движении автомотрисы со скоростью до 80 км/ч. В течение суток собираются данные для построения трехмерной модели 200 км пути.

Трехмерная модель пути, созданная мультисенсорной платформы 360° MSP Трехмерная модель пути, созданная мультисенсорной платформой 360° MSP. Источник: Deutsche Bahn

Дополнил представленный на InnoTrans диагностический подвижной состав прототип инспекционного поезда от хорватской Končar. Он создан на базе серийно выпускаемых производителем дизель-поездов. На нем установлено диагностическое оборудование от итальянской Mermec, которое позволяет контролировать состояние пути и контактной сети. Заявляется, что поезд длиной 25 м может развивать максимальную скорость 140 км/ч как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных линиях.

Инспекционный поезд Končar Инспекционный поезд Končar. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Кроме того, была показана и техника для обслуживания путей метрополитена. Так, немецкая Robel представила премьерную машину Rorunner E³. На выставке состоялась церемония ее передачи оператору электрических сетей Мюнхена SWM. Всего он заказал 10 таких машин.

Rorunner E³ при движении использует энергию от контактного рельса, а на месте может задействовать аккумуляторную батарею для работы в течение 3 часов. Также в качестве резервного источника питания имеется дизель-генератор. Дополнительно машина оснащена кранами и погрузочными платформами с обеих сторон.

Машина Rorunner E³ от Robel Машина Rorunner E³ от Robel. Источник: Falk2/wikimedia

Robel продемонстрировала на выставке и поезд Romis для оператора метрополитена Гонконга MTR. Подвижной состав предназначен для выполнения работ по текущему содержанию путевой инфраструктуры.

Поезд Romis от Robel Поезд Romis от Robel. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Производственная секция поезда Romis от Robel Производственная секция поезда Romis от Robel. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Romis состоит из двух секций, соединенных межвагонным переходом. Первая секция является производственной: в ней отсутствует пол для более легкого доступа к инфраструктуре. Она оснащена инструментами для сварки, резки и шлифования рельсов. Вторая секция предназначена для перевозки материалов, оборудования и персонала. Для буксировки из депо на место проведения работ и обратно Romis транспортируется локомотивом.

Экспозиция Robel также включала и головной вагон рельсофрезерной машины Romill Urban E³ для метрополитена. Машина с тягой от аккумуляторных батарей и дизельного двигателя была впервые презентована в 2022-м на выставке путевых технологий iaf. Конструкция подвижного состава, система привода и технология фрезерования поверхности рельсов созданы компанией Schweerbau.

Головной вагон рельсофрезерной машины Romill Urban E³ от Robel Головной вагон рельсофрезерной машины Romill Urban E³ от Robel. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Машина в своей полной комплектации состоит из трех «вагонов»: кабины машиниста, оборудованной тремя аккумуляторным батареями, рельсофрезерного станка с отсеком для стружки и еще одной кабины машиниста, оснащенной дизельным двигателем. Производитель говорит, что фрезеровка происходит без образования пыли и искр, побочный продукт собирается в отдельной емкости, а полировка выполняется с низким уровнем шума.

Другие материалы с InnoTrans 2024: пассажирский подвижной состав, локомотивыгородская рельсовая техникагрузовые вагоны

Читайте также обзорные материалы по InnoTrans 2022: пассажирский подвижной состав, локомотивыгородская рельсовая техникагрузовые вагоныпутевая техника

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении