Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Мотовозы для метро Москвы вместо ТМЗ поставит «Метровагонмаш»

6 февраля 2023
Время чтения ~ 6 мин
Путевые работы в метрополитене Москвы
Путевые работы в метрополитене Москвы. Источник: Московский метрополитен
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Россия: Победивший ранее в конкурсе основной производитель мотовозов в России – Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского (ТМЗ) – был признан уклонившимся от заключения договора из-за несоответствующей гарантии, хотя оперативно получил исправленный вариант документа от «Промсвязьбанка» и заявляет о готовности поставить на производство требуемые мотовозы за 3 месяца. В результате «Московский метрополитен» заключил контракт с «Метровагонмашем» (входит в «Трансмашхолдинг», ТМХ), имеющим значительно меньший опыт собственного производства мотовозов, но готовым выполнить взятые обязательства.

Конкурс проводился «Московским метрополитеном» в сентябре 2022 года. Изначально его победителем 15 сентября стал ТМЗ. В закупке он конкурировал с «Метровагонмашем». В ходе аукциона оба участника снизили предложения по цене, однако заявка ТМЗ в итоге оказалась на 6,9 млн руб. ниже, чем у «Метровагонмаша». Таким образом, ТМЗ был готов исполнить контракт на 38 мотовозов за 1,365 млрд руб. (35,9 млн за единицу). Стоит отметить, что Камбарский машиностроительный завод, поставлявший в 2013-2015 годах для метро Москвы мотовозы МТК-1, в конкурсе не участвовал.

В соответствии с условиями конкурса, первые мотовозы должны начать поступать в метрополитен в конце 2023 года, затем весь объем должен быть передан заказчику в течение 270 дней. В Дептрансе Москвы указывают, что подвижной состав будет использоваться для перевозки рельс, оборудования, инструментов и персонала в рамках работ по обслуживанию путей и строительства новых участков метро. Согласно исходным техническим требованиям, мотовозы должны иметь две движущиеся оси (осевая формула 0-2-0), дизельные двигатели экологического класса Евро-3, гидромеханическую автоматическую передачу, кабину на 6 человек, систему кондиционирования и др. Машина должна быть способной тянуть прицепной вес не менее 200 т, иметь конструкционную скорость 60 км/ч, проходить кривые радиусом в 50 м.

Однако позднее, 28 сентября, комиссия Дирекции транспортных закупок Москвы признала ТМЗ уклонившимся от заключения договора. Причиной решения стали нарекания города к предоставленному заводом гарантийному обеспечению контракта от «Промсвязьбанка». Согласно протоколу заседания комиссии, гарантия была признана несоответствующей условиям конкурса и действующего законодательства. Так, комиссия указала на нарушения в части сроков рассмотрения требований заказчика по ней, отсутствия упоминания перечня документов, прикладываемого в случае предъявления требований по гарантии, отсутствия условия по взысканию штрафных санкций к поставщику в счет гарантии. «Мы должны быть уверены в том, что программа обновления подвижного состава будет идти в соответствии с планами, поэтому всегда предъявляем четкие требования для поставки качественной продукции к производителям», – отметили в пресс-службе «Московского метрополитена» на запрос ROLLINGSTOCK.

В результате контракт на поставку мотовозов был заключен 19 октября со вторым участником конкурса, «Метровагонмашем», по предложенной им изначально цене в 1,372 млрд руб. (36,1 млн за мотовоз). Через 2 месяца, 29 декабря, были утверждены изменения в части суммы контракта. Так, было увеличено количество закупаемых мотовозов, с 38 до 41 единицы, а стоимость закупки составила 1,480 млрд руб. (+7,9% к исходной). Однако публично Дептранс Москвы в своем официальном Telegram-канале в конце января сообщал о планах закупок 38 мотовозов. В «Московском метрополитене» отметили в комментарии ROLLINGSTOCK, что увеличение количества закупаемой техники предусматривает заключение допсоглашения к контракту.

В метрополитене также сообщили, что ФАС России не нашла нарушений в действиях «Московского метрополитена» по смене поставщика. В картотеке антимонопольной службы представлены 2 дела по этой закупке. В первом ТМЗ оспаривал решение конкурсной комиссии об уклонении от заключения договора, однако, согласно решению ФАС, доказательств, подтверждающих соответствие банковской гарантии требованиям конкурсу, завод не предоставил.

Во втором деле уже «Московский метрополитен» настаивал на включении сведений о ТМЗ в реестр недобросовестных поставщиков на основе решения об уклонении от заключения договора. В решении ФАС указывается, что ТМЗ отправил 30 сентября (на второй день после решения комиссии) новую банковскую гарантию, включившую изменения в соответствии с озвученными ранее нареканиями заказчика. В результате ФАС постановила, что основания для включения сведений о ТМЗ в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

Как рассказали ROLLINGSTOCK в пресс-службе ТМЗ, для подписания контракта «Московскому метрополитену» была предоставлена гарантия, выполненная по шаблону «Промсвязьбанка», так как заказчик отказался предварительно согласовывать ее текст. «В результате было найдено несоответствие, которое можно было согласовать в течение одного дня, но заказчик не стал этого делать», – говорят на заводе. Производитель также отметил, что серийно выпускает мотовозы и автомотрисы с 1960-х годов. «В линейке завода есть малый мотовоз ТМ-270К для работы в условиях метро. Весь процесс от доработки технической документации под требования заказчика до поставки ему первых мотовозов занял бы 3 месяца. Второй участник этого конкурса мотовозы не производит, но по условиям тендера ему предоставлена возможность создать машину «с нуля» в течение 300 дней», – указывает пресс-служба ТМЗ.

На «Метровагонмаше» ROLLINGSTOCK сообщили, что выполнят все обязательства в соответствии с подписанным контрактом. Проведенный ROLLINGSTOCK анализ открытых источников показал, что «Метровагонмаш» по заказу метро Москвы выпустил 2 грузопассажирские 4-хосные автомотрисы 81-730.5 с дизельными двигателями в 2008 году. Предложение по мотовозам на официальных сайтах «Метровагонмаша» и ТМХ на момент написания заметки представлено не было.