Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Перспективный рельсошлифовальный поезд РШП 2.0: потребность в машине и потенциальный эффект

3 июля 2024
Время чтения ~ 7 мин
Рендер рельсошлифовального поезда РШП 2.0.
Рендер рельсошлифовального поезда РШП 2.0. Источник: СТМ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 7 мин

Россия: Работа над созданием нового российского рельсошлифовального поезда РШП 2.0 в «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) идет уже несколько лет. Ключевым элементом в нем является новая специализированная и высокопроизводительная тележка. В начале года был анонсирован переход на этап разработки конструкторской документации машины.

В июне в журнале «Путь и путевое хозяйство» вышла большая статья от разработчиков поезда. В ней замгендиректора Калужского завода «Ремпутьмаш» Александр Пикалов, начальник технологической службы предприятия Владимир Милорадович, а также профессор Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Андрей Ильиных раскрыли подробности об актуальности создания РШП 2.0 и ожидаемом эффекте при его внедрении. ROLLINGSTOCK Agency приводят выдержки из этой статьи.

О текущем парке рельсошлифовальных поездов

Шлифование рельсов и рельсовых элементов стрелочных переводов является неотъемлемой частью текущего содержания пути. Сегодня оно осуществляется с помощью рельсошлифовальных поездов РШП-48, РШП-48К (обе модели – Калужский завод «Ремпутьмаш»), RR-48 и URR-112 (обе модели – швейцарская Speno International).

Однако ситуация с эксплуатируемым парком рельсошлифовальных поездов на сегодняшний день довольно сложная, пишут авторы. Он устаревает и сокращается, в дальнейшем техника будет выбывать из эксплуатации по причине исчерпания срока службы. Без учета ввода в строй новых машин, выполнить требуемый объем шлифования рельсов действующей техникой будет затруднительно уже в 2025 году, а к 2030 году в эксплуатации может остаться и вовсе два поезда. При этом необходимый ежегодный объем шлифовальных работ, по данным РЖД, составляет не менее 31 тыс. км проходов.

Прогнозируемая динамика числа рельсошлифовальных поездов в России (увеличить)

Самым востребованным сегодня является рельсошлифовальный поезд РШП-48К. Он представляет собой самоходную путевую машину с активными рабочими органами.

Рельсошлифовальный поезд РШП48-К Рельсошлифовальный поезд РШП48-К. Источник: ss760/railgallery

Однако регулирование режимов обработки рельсов возможно только за счет изменения скорости движения рельсошлифовального поезда. И то в очень узком диапазоне, что соответственно сужает область их применения. Разработка технологий шлифования с помощью РШП осуществляется на основе базы ремонтных профилей, из которых выбирается наиболее подходящий. К сожалению, эта база очень ограничена и, как правило, выбранный профиль не является оптимальным вариантом, в связи с чем происходит излишнее удаление металла, что отрицательно сказывается на общем ресурсе рельса. В используемых сейчас рельсошлифовальных поездах оценку качества проведенных работ можно выполнить только после полного завершения шлифования по результатам измерений.

Предпосылки для создания нового рельсошлифовального поезда

Существующие технологии предполагают проектирование операций по шлифованию рельсов непосредственно на перегоне по результатам измерений, что отнимает значительный временной ресурс «окна». Проектная команда перспективного поезда РШП-2.0 на основании обращения РЖД проанализировала ситуацию за 2020-2022 годы и пришла к выводу, что в среднем по всем дорогам за одно «окно» продолжительностью 6 часов полезное время работы составило 3,25 часа, а выработка варьировалась от 14,2 до 17,9 км проходов (при использовании РШП-48К с технологической производительностью от 4,4–5,5 км проходов в час).

При работе рельсошлифовального поезда съем металла составляет до 0,2 мм за один проход, при этом требуется закрытие движения поездов на целых перегонах. Низкая производительность приводит к значительным издержкам, связанным с ограничением пропускной способности участков пути, задержкой движения и снижением скорости перевозок.

Задача оптимизация производственных процессов по обслуживанию путей заложена еще в стратегии развития железнодорожного транспорта, которую Правительство России утверждало в 2008 году. При решении задач увеличения скорости производства шлифовальных работ и повышения их качества встал вопрос создания нового рельсошлифовального поезда с новой технологией скоростной шлифовки.

Уже давно известно, что с ростом окружной скорости шлифовального круга силы резания уменьшаются, шероховатость поверхности снижается, стойкость шлифовального круга возрастает, а износ при этом сокращается. Таким образом, производительность съема металла за счет увеличения окружной скорости круга может быть значительно повышена. Принимая во внимание особенности процесса шлифования, знание взаимозависимостей между его параметрами и применение максимальных окружных скоростей шлифовального круга, можно существенно повысить производительность труда по сравнению с обработкой металлов резанием с помощью геометрически определенной режущей кромки.

С учетом этого Калужским заводом «Ремпутьмаш» совместно со СГУПС реализуют проект создания нового самоходного рельсошлифовального поезда РШП-2.0.

Проектные характеристики поезда РШП 2.0

Отличительной чертой оборудования новой машины станет использование усовершенствованных электродвигателей с частотой вращения абразивного инструмента до 7000 об/мин и новых абразивных кругов. Также в поезде планируется установить улучшенное программное обеспечение, позволяющее исключить операцию измерения до начала производства работ. Для этого будут предварительно получаться фактические данные о состоянии пути из базы производственной системы РЖД.

Шлифовальная тележка поезда РШП 2.0 (увеличить)

В проекте РШП 2.0 также планируется реализовать систему электропитания от контактной сети переменного и постоянного тока. Она будет реализована как отдельная секция поезда. Такой модуль позволит питать поезд в рабочем и транспортном режимах. Исходя из статистики потребления электроэнергии рельсошлифовальными поездами, загрузка этого модуля будет составлять не менее 84%.

Состав поезда РШП 2.0 Состав поезда РШП 2.0. Источник: «Путь и путевое хозяйство» (увеличить), № 6, 2024

Большинство конструктивных элементов и узлов запланировано с использованием комплектующих и программного обеспечения российского производства. Поезд также будет оснащен различными отечественными системами: двумя контрольно-измерительными (СИ), аспирации, пылеудаления, пожаротушения, обнаружения препятствий, управления поездом (СУ), адаптивного управления процессом шлифования рельсов (САУ).

Сравнение характеристик поездов РШП-48К и РШП 2.0 (увеличить)

Изучив предусмотренные в РШП-2.0 новшества, проектная команда составила график производства работ в технологическое «окно» продолжительностью 6 часов. Из него следует, что  при стандартном 6-часовом «окне» на участке ремонта пути полезное время использования нового самоходного рельсошлифовального поезда будет равно 4 часам. Это обеспечит 60 км проходов за одно «окно» (при условии достижения требуемого качества работ за четыре прохода). Предполагаемая экономия эксплуатационных затрат на текущем содержании пути составит 85,7 тыс. руб/км в год.

Подготовлено на основе статьи «Проблемы и перспективы технологии шлифования рельсов», журнал «Путь и путевое хозяйство», № 6, 2024. Авторы: Александр Пикалов, Андрей Ильиных, Владимир Милорадович

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK