Россия: Машина для работы с рельсовыми скреплениями МС-700Т была сертифицирована заводом «Тулажелдормаш» (входит в Группу ПТК) в 2023 году и уже проходила опытную эксплуатацию на Октябрьской железной дороге РЖД летом 2024-го. Она является частью машинизированного комплекса смены рельсовых плетей, созданного в ПТК под задачи повышения скорости ремонта пути. На основе данного проекта разрабатываются техтребования к новой машине МС-1000К для капремонта инфраструктуры. С учетом этого стоит подробнее рассмотреть то технологическое развитие, которое мы прошли при работе над данным видом путевой техники.
Машина МС-700Т является самоходной мотрисой с гидромеханическим приводом передвижения и крановой установкой. Наиболее эффективным методом перемещения рабочих органов при работе в непрерывно-циклическом режиме на данный момент является сателлит «спутник». То есть машина двигается с постоянной скоростью, а «спутник» — циклически. Мы — первые, кто этот метод применил на машине для работы со скреплением. Таким образом, на первой машине были установлены шесть комплектов рабочих органов работающих попарно на каждый вид скрепления.
Однако третья в серии МС-700Т получила изменения в конструкции. Так, основной причиной разработки новых рабочих органов, которые существенно отличаются от предыдущих, явилось активное импортозамещение. К тому же машина МС-700Т была разработана с учетом работ по текущему содержанию пути. При ее опытной эксплуатации сотрудники «Тулажелдормаш» совместно с заказчиком обсуждали вопрос о применении машин в капитальном ремонте и строительстве с совершенно другими техническими требованиями. На иллюстрации ниже можно увидеть предлагаемую модернизацию и дальнейшее развитие данного направления машин.
Машина МС-700T и ее развитие. Источник: КБ «Тулажелдормаш»
Так, были определены основные задачи по эффективности — повышение производительности и стабильности работ, а также повышение надежности и ремонтопригодности. Все это реализуется за счет упрощения конструкции рабочих органов, замены искателя по шпале на бесконтактный поиск по датчикам и уменьшения количества гидроаппаратуры.
В результате ограничений поставок и разрыва экономических связей с зарубежными компаниями была проведена модернизация по замене заложенной в первоначальной конструкторской документации гидравлики и электрики из Германии, Дании, Италии, Испании, США, Франции, Чехии, Швейцарии. Мы провели замену на комплектацию отечественного производства и из дружественных стран. Таким образом, в МС-700Т №3 мы заменили более 130 комплектующих.
Компоновка рабочих органов МС-700T (увеличить). Источник: КБ «Тулажелдормаш»
Положительный эффект в МС-700Т № 3 достигается за счет установки на машине четырех комплектов рабочих органов взамен шести. Это позволило увеличить время работы непосредственно на скреплении и сэкономить время за счет его поиска. Естественно, это приводит и к увеличению производительности. Рост производительности также был достигнут за счет снижения массы рабочих органов с 600 до 150 кг, продольного хода сателлитов «спутников», эффекта работы через шпалу и ряд совершенствований, связанных с надежностью и автономной работой.
Концепт машины МС-1000К для капитального ремонта под нужды ЦДРП РЖД. Источник: КБ «Тулажелдормаш»
КБ «Тулажелдормаш» по результатам испытаний и опытной эксплуатации машины МС-700Т готовит проект технических требований на машину МС-1000К для капитального ремонта. Машина будет иметь ряд преимуществ связанных с упрощением конструкции и снижением стоимости, которое достигается за счет исключения кабины машиниста и режима самоходности в транспортном режиме. Также преимуществом является ее модульность с возможностью установки дополнительного оборудования на открытую часть платформы в соответствии с запросом Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП) РЖД или элементов для механизации работ при проведении капитального ремонта. По аналогии с машиной РУ-700 для удобства путевых рабочих предлагается обеспечить комплекс местами для работы в сидящем положении.
Предложения по комплектации МС-1000К. Источник: КБ «Тулажелдормаш»
Нашим предложением является и предварительное компоновочное решение, где отсек дизель-генераторной установки и гидростанция являются постоянными. Все остальное открытое пространство возможно наполнять функциональными элементами. Например, бытовой частью, мастерской или грузовым модулем.
Завод «Тулажелдормаш» до начала опытного производства изготовил универсальный экспериментальный образец в виде части комплекса. Сейчас мы проводим его лабораторно-стендовые испытания. На универсальном стенде установлены рабочие органы с электрическим приводом и на нем также будут проведены испытания рабочих органов с увеличенным ходом для машины МС-700Т №3. В развитие направления работы со скреплением на данном стенде планируется увеличение функциональности и количества выполняемых работ рабочим органом на скреплении АРС и ЖБР.
Испытательный стенд для рабочих органов. Источник: КБ «Тулажелдормаш»
Добавлю, что в связи с переходом от импортных гидромоторов на отечественные электродвигатели, была проведена разработка новых рабочих органов. К тому же переработка конструкции под электрический привод потребовала кардинального изменения компоновки рабочих органов, так как масса и габаритные размеры электродвигателей существенно больше массы и габаритных размеров гидромоторов при той же мощности. Такое существенное увеличение массы приводного механизма не позволило разместить его на самом рабочем органе, а потребовало перенесения на раму машины. Работы по данному направлению продолжаются.
Автор: Антон Попов, генеральный конструктор КБ «Тулажелдормаш»
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK