Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Производители путевых машин России развивают услуги аутсорсинга обслуживания путей

12 июля 2022
Время чтения ~ 6 мин
Путевой комплекс щебнеочистительной машиной ЩОМ-1400
Путевой комплекс вместе с щебнеочистительной машиной ЩОМ-1400. Источник: СТМ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Россия: В мае компания «РСП-М» (входит в «Синара-Транспортные Машины», СТМ) получила первый контракт от РЖД на инфраструктурные услуги: «дочка» крупнейшего российского производителя путевых машин займется аутсорсингом глубокой очистки щебня. Контракт на аналогичные работы есть и другого крупного игрока, Группы ПТК, владеющей заводом «Тулажелдормаш».

Контракт, заключенный между «РСП-М» и РЖД на сумму 4,3 млрд руб., предусматривает оказание услуг по глубокой очистке щебня в объеме 200 км ежегодно при помощи двух щебнеочистительных машин ЩОМ-1400 производства Калужского завода «Ремпутьмаш» (входит в Группу РПМ, часть СТМ). Соглашение действует до конца 2031 года. Для реализации проекта в РСП-М уже организовано структурное подразделение «РСП-И» численностью 46 человек, расположенное в Новосибирске.

Этот контракт стал первым для дивизиона «Железнодорожная инфраструктура», созданного в СТМ в конце прошлого года. В рамка него производитель планирует развивать направление оказания услуг РЖД и другим компаниям по текущему содержанию и различным видам ремонта пути, а также строительству инфраструктуры. По оценкам самой СТМ, входящая в ее состав Группа РПМ занимает более 70% российского рынка путевой техники, а представленное на сайте СТМ портфолио путевой техники включает 14 путевых машин, 3 автомотрисы, 4 специализированных модели вагонов и 3 состава для перевозки рельс и засорителей.

В пресс-службе СТМ отмечают, что расширение оказываемых для РЖД услуг – это закономерный этап развития холдинга. Машиностроитель приводит в пример 10-летний опыт работы сервисного подразделения «СТМ-Сервис», специализирующегося на обслуживании локомотивов. В 2021 году на обслуживании у СТМ находилось более 8 тыс. локомотивных секций, а «СТМ-Сервис» принесло холдингу более 20% выручки. Также с 2016 года услуги аутсорсинга промышленной логистики оказывает другая «дочка» СТМ – «СинараПромТранс».

Щебнеочистительные машины ЩОМ-1400, которые будут использоваться «РСП-М» для оказания услуг РЖД, находятся в собственности производителя. В СТМ заявляют, что ЩОМ-1400 показывают высокую эффективность при работе на фронтах капитального ремонта пути. Согласно указанным на официальном сайте производителя техническим характеристикам, машина имеет производительность 1,4 тыс. м3/ч при рабочей скорости до 600 м/ч.

Контракт с РЖД на выполнение работ с щебеночным балластом имеет и другой игрок рынка путевой техники – Группа ПТК. Входящая в состав холдинга компания «ГарантСтрой» в 2022 году должна обслужить 120 км сети РЖД с применением собственной щебнеочистительной машины ЩОМ-2000. При этом, как отмечают в ПТК, в 2021 году такие работы также выполнялись и составили 156,4 км. Дополнительно «ГарантСтрой» должен выполнить работы по очистке и нарезке кюветов, устранению локальных выплесков пути и планировке откосов на 7,8 тыс. км сети, а при оказании этих услуг будет задействовано более 50 кюветоочистительных комплексов МКТ-500 производства «Тулажелдормаш». На сайте ПТК отмечается, что бизнес-направление холдинга по эксплуатации путевой техники имеет долгосрочный договор с РЖД до 2030 года.

ЩОМ-2000 уже исходя из названия имеет более высокий показатель производительности, чем ЩОМ-1400. Он заявляется на уровне 2 тыс. м3/ч при максимальной рабочей скорости 800 м/ч. В 2021 году по ЩОМ-2000 был зафиксирован мировой рекорд: в режиме спаренной работы двух секций производительность машины достигала 2,2 тыс. м3/ч при рабочей скорости 765 м/ч. Также в портфолио ПТК есть машина ЩОМ-1500 с соответствующей производительностью 1,5 тыс. м3/час и рабочей скоростью до 750 м/ч.

Работа щебнеочистительной машины ЩОМ-2000 Работа щебнеочистительной машины ЩОМ-2000. Источник. Группа ПТК

СТМ и ПТК остро конкурируют по технологиям. В СТМ указывают, что сегодня выпускают 80% номенклатурных позиций путевой техники в России. В 2021 году в ходе выставки «PRO//Движение.Экспо» холдинг заявил о планах в 2020-2024 годах вывести на рынок суммарно 16 новых моделей путевой техники (с учетом специализированных вагонов). В свою очередь ПТК также активно инвестирует в НИОКР (заявлялась долгосрочная программа до 2025 года в размере 5,8 млрд руб.), запустив в 2021 году в производство 6 образцов техники для путевого хозяйства. Дополнительно в июне ПТК приобрела сильного партнера в лице крупнейшего российского производителя подвижного состава «Трансмашхолдинга»: подписанное между сторонами соглашение в частности предполагает запуск серийного производства еще 11 моделей машин.

Относительно перспектив в СТМ сообщили ROLLINGSTOCK, что готовы предложить для аутсорсинга все выпускаемые путевые машины, однако сейчас важно показать весь возможный потенциал по первому контракту. «В дальнейшем это даст возможность обсуждать расширение спектра оказываемых услуг. Будут ли это контракты на покупку техники или же увеличение объемов услуг на аутсорсинге – решения по этим вопросам остаются за заказчиком в лице РЖД», — указали в СТМ. В ПТК дальнейшие планы развития направления аутсорсинга не прокомментировали, а в РЖД на запрос ROLLINGSTOCK ответили отказом, указав, что информация по текущей и перспективной контрактации в данном направлении относится к коммерческой тайне. В целом развитие направления аутсорсинга путевых работ идет на фоне значительного сокращения заказа на путевую технику со стороны РЖД: так, по данным ОПЖТ, в 2021 году производство путевых машин в России сократилось 46% до 335 единиц, а в первом полугодии 2022 года фиксируется дальнейшее снижение производства на 3%.