Россия: Редакция газеты «Коммерсантъ» в ноябрьском приложении «Business Guide – Транспорт» опубликовала заметку о работе «Синара – Транспортные Машины» по созданию путевых машин нового поколения. Со своей стороны рассказал изданию о состоянии сегмента и его перспективах. Полный текст комментария ниже.
Сегмент путевой техники в России отличается высоким износом и моральным устареванием парка. Такое состояние во многом обусловлено малой серийностью путевых машин из-за специфики их применения. Это создавало ограничения по трансферу технологий в 2000-е и в начале 2010-х, а после 2014-го года на фоне тренда импортозамещения потребовало фактически воссоздавать отечественную отрасль производства путевых машин.
Путевой комплекс России сегодня проходит этап значительной модернизации в части средств механизации и путевой техники. Так, утвержденная правительством программа РЖД по поэтапному выводу путевого комплекса на нормативный уровень до 2035 года предполагает закупку более 2 тыс. ед. путевой техники и инвестиции в более 1,1 трлн руб. Это в ближайшие годы должно способствовать тому, чтобы в России возник один из больших рынков путевой техники в мире.
«Синара – Транспортные Машины» – крупнейший игрок в стране на этом рынке: в 2018 году в ее состав вошла Группа РПМ и был сформирован дивизион путевой техники. Холдинг примерно пять лет назад сформировал долгосрочную программу технического развития, которая включила в себя вывод на рынок более 15 новых путевых машин.
Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ПМА-3 и рельсошлифовальный поезд РШП 2.0 создаются в канве этой стратегии. Ключевое в них – гораздо большая производительность и рабочая скорость по сравнению с предыдущими поколениями техники. Такие характеристики закладываются для того, чтобы обеспечить повышение эффективности обслуживания путей, сократить технологические окна и, соответственно, нарастить объемы перевозок.
Рендер выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ПМА-3. Источник: СТМ
В результате ПМА-3 должна стать полноценной альтернативой аналогичным массовым машинам от австрийской Plasser & Theurer, одного из крупнейших мировых производителей. В свою очередь при разработке РШП 2.0 ставилась задача даже превысить эксплуатационные характеристики многих импортных аналогов и, судя по результатам испытаний шлифовальных тележек, к этому и идет. Таким образом, создаваемые машины станут не только востребованы РЖД, но и будут иметь значительный экспортный потенциал.
Предстоящий «ренессанс» сегмента путевой техники в России важно пройти с умом: обеспечить возможность заключения долгосрочных контрактов для эффективного развития мощностей и импортозамещения компонентной базы, а также защитить рынок от легкого доступа поставщиков из Китая и Индии. К тому же важно учитывать, что для обслуживания высокоскоростных железнодорожных магистралей, создание масштабной сети которых утверждено в России на государственном уровне, также потребуется свой парк путевых машин. Их разработка требует времени, поэтому о техтребованиях к такой технике, поддержке соответствующих НИОКР и долгосрочных соглашениях следует думать уже сейчас.
Автор: Сергей Белов, основатель и главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK