Россия: Компания «Челябкрансервис» за последние годы освоила производство нескольких моделей железнодорожных кранов большой грузоподъемности. Тем самым у РЖД, промышленных предприятий и других заинтересованных сторон появилась отечественная альтернатива немецким кранам, которые эксплуатируются несколько десятков лет и морально устарели. При этом краны для грузов в 200 т сейчас в России производит только «Челябкрансервис».
ROLLINGSTOCK поговорили с владельцем предприятия Владимиром Кантором о текущем спросе на железнодорожные краны и перспективном развитии линейки.
Владимир Александрович, над каким расширением линейки железнодорожных кранов работаете сегодня?
Сейчас при поддержке института развития «Иннопрактика» под перспективный заказ дирекции аварийно-восстановительных средств РЖД формируется техзадание на краны с грузоподъемностью 250 тонн. Концепция крана заключается в возможности использования его не только для аварийно-восстановительных работ, но и в общестроительных целях на инфраструктуре национальной железнодорожной компании, в частности при укладке пролетных строений железнодорожных мостов.
Какие видите основные вызовы при создании такого крана?
Сейчас обсуждаем следующее – на больших вылетах стрелы в 26 метров нам нужно обеспечить повышенную грузоподъемность до 80 тонн. Это технически сложная задача даже для нас. В мире единицы кранов способны дать эксплуатанту такую возможность.
Какую потребность в таких кранах видите в России?
В настоящее время на сети РЖД имеется 46 кранов ЕДК-200, которые могут поднимать грузы в 250 тонн. Они были произведены еще в ГДР (предприятием S.M. Kirow Leipzig, с 2000 года в состав холдинга Kirow Ardelt. – Прим. ред.), то есть машинам уже более 30-40 лет. Очевидно, что они нуждаются в замене как по возрасту, так и из-за устаревшей конструкции. К тому же в связи с реализацией крупных инвестпроектов РЖД – расширение Байкало-Амурской магистрали, строительство сети высокоскоростных магистралей – потребность в кранах большой грузоподъемности будет только расти.
Железнодорожный кран ФМ-150. Источник: Челябкрансервис
Какие коммерческие результаты по текущему поколению кранов большой грузоподъемности – ФМ-150 и ФМ150-М?
Мы поставили 2 таких крана в 2022 году, они уже третий год работают в парке «Магнитогорского металлургического комбината». Отмечу, что это тяжелые условия действующего металлургического производства, которые тем самым подтверждают работоспособность и высокие эксплуатационные качества нашей техники. Так, оба крана трудились на строительстве крупнейшего инвестпроекта ММК – новой коксовой батареи, которую в июле запускали при участии Президента России Владимира Путина. Сейчас на согласовании есть еще ряд потенциальных заказов. Но мы их не форсируем в связи с высокой загрузкой по другой продукции и ремонту.
Как движется сбыт и развитие линейки кранов ЭДК-25?
Они находятся в серии, ежеквартально выпускаем по одному крану, модификации по грузоподъемности от 25 до 40 тонн. В настоящее время проходим их сертификацию на соответствие ТР ТС 001/2011 как специального подвижного состава. Думаем над увеличением производства в следующем году: эти краны оказались востребованы и по ним поступает много запросов.
Железнодорожный кран ЭДК-25 для «Евраза». Источник: Челябкрансервис/Telegram
Какой объем заказа продукции вам нужен, чтобы устойчиво развивать производство и проводить активную программу НИОКР?
Это комплексный вопрос. Так, в этом году наши мощности очень загружены ремонтами кранов, поэтому мы не особо активизируем маркетинг по производству. Постройка большого крана типа ФМ занимает 8-9 месяцев, то есть мы сегодня можем произвести либо 2 таких крана в год, либо 8-10 кранов ЭДК меньшей грузоподъемности. К тому же расширять производство в текущих условиях жесткого дефицита кадров нереально.
Интервью взял Сергей Белов
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK