Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Автоматизация управления стрелочными переводами на примере трамвая 71-931М «Витязь-М»

3 августа 2022
Время чтения ~ 6 мин
Трамвай 71-931М «Витязь М» на маршруте № 46 в Москве
Трамвай 71-931М «Витязь М» на маршруте № 46 в Москве. Источник: Евгений Куйбышев, transphoto.org
Дмитренко Александр, руководитель направления городского рельсового транспорта «1520 Сигнал»
Время чтения ~ 6 мин

Россия: Группа компаний 1520 (ГК 1520) реализовала проект по интеграции автоматизированной системы комплексного управления движением трамваев в Москве. Он позволяет осуществлять автоматический перевод стрелок, тем самым повышая пропускную способность линий городского транспорта.

Процедура ручного перевода стрелок на трамвайных путях известна каждому, кто когда-либо совершал поездку этим видом транспорта. Процесс не только неприятный (особенно в холодную погоду) и опасный для водителя, но и замедляющий работу всей рельсовой системы, создавая при этом аварийную ситуацию на проезжей части.

В 2021 году дивизион железнодорожной автоматики и телемеханики ГК 1520 разработал автоматизированную систему комплексного управления движением вагонов трамваев (АСКУ ДВТ). Данное решение направлено на увеличение скорости проследования стрелочных переводов с целью повышения пропускной способности трамвайных линий. Оно включает в себя стрелочный перевод (ЭГПТ-31К, ЭМПТ-31К и пр.), шкаф управления трамвайной автоматикой (ШУТА), шкаф управления низковольтным обогревом (ШУОН), светофорный указатель положения стрелочного перевода, систему управления трамвайной автоматикой по радиоканалу и бортовой комплекс радиоэлектронной идентификации трамвая.

Система предполагает два варианта автоматизации перевода стрелок:

    • Автоматический перевод в соответствии с маршрутом следования приближающегося трамвая;
    • Дистанционное управление переводом по радиоканалу непосредственно из кабины водителя.

Опытная эксплуатация проводилась в том же году в Москве на вагоне типа КТМ на стрелочном переводе в районе Курского железнодорожного вокзала. Был реализован подход полной модернизации данного объекта трамвайной инфраструктуры. На первом этапе была апробирована система, укомплектованная стрелочном переводом с электрогидравлическим приводом 230 VAC (ЭГПТ-31К) и соответствующим шкафом управления ШУТА-СЭ-02, а также на борту трамвая в кабине водителя был установлен модуль управления и контроля положения стрелок по радиоканалу. На втором этапе испытывалась система в исполнении с электромагнитным приводом 600 VDC (ЭМПТ-31К) и соответствующим шкафом управления (ШУТА-СЭ-04). Стоит отметить, что данные шкафы управления контролируют и работу обогрева стрелочного перевода.

Также были реализованы система контроля приближения и позиционирования трамвая, функции индивидуального автоматического перевода и дистанционного управления стрелкой в зависимости от маршрута приближающегося трамвая, для чего на трамвай было установлено соответствующее бортовое оборудование. Оно включает модуль управления и контроля, контроллер с базой маршрута, комплект антенн и считыватель меток идентификации. Беспроводной обмен информацией между бортовой системой и шкафом управления трамвайной автоматикой осуществляется на частотах гражданской радиосвязи по защищенному криптографическому протоколу.

Бортовое оборудование АСКУ ДВТБортовое оборудование АСКУ ДВТ: модуль для дистанционного управления из кабины водителя (слева), бортовой модуль автоматического управления и контроля положения стрелок по радиоканалу (справа). Источник: ГК 1520

Результаты опытной эксплуатации показали значительную эффективность применения автоматизированной системы комплексного управления движением трамваев, повышение скорости проследования стрелочного перевода и, следовательно, повышение пропускной способности трамвайной линии, а также значительное улучшение условий труда водителей трамваев. Система получила разрешение к применению на трамвайной инфраструктуре Москвы.

В мае 2022 года оборудование системы было установлено на трамвай 71-931М «Витязь-М» производства «ПК Транспортные системы». Машина курсирует на маршруте № 24 (cейчас это маршрут № 46) в восточной части Москвы: один из стрелочных переводов оснастили АСКУ ДВТ. В рамках этого проекта реализован функционал автоматического перевода стрелки в соответствии с номером маршрута трамвая. Бортовые устройства трамвая посылают управляющий сигнал по радиоканалу, а микропроцессорные приемники на стрелочном переводе передают команду на переключение стрелки. Таким образом трамвай подъезжает к стрелке, система идентифицирует его, определяет направление и переводит стрелку в нужное положение.

Функции и основные компоненты автоматизированной системы комплексного управления движением вагонов трамвая АСКУ ДВТ (увеличить) Функции и основные компоненты автоматизированной системы комплексного управления движением вагонов трамвая АСКУ ДВТ (увеличить). Источник: ГК 1520

Процесс не требует участия персонала, но дает возможность водителю визуально контролировать положение стрелки с помощью светодиодного сигнального указателя, установленного непосредственно над стрелочным переводом, а также бортового модуля управления, который выводит текущее положение стрелки на экран в кабине. Система может осуществлять интерфейс «водитель – трамвай», вводить данные смены, идентифицировать пользователя, просматривать архив действий и многое другое.

Данный функционал позволяет уже сегодня заменить систему воздушных контактов (сериесных и шунтовых) в качестве способа перевода стрелок и контроля занятости стрелочных секций. При этом автоматизированную систему можно внедрять поэтапно на действующей инфраструктуре, так как — воздушные контакты могут работать с ней в едином контуре.

В кабине трамвая 71-931М «Витязь-М», оборудованного АСКУ ДВТ В кабине трамвая 71-931М «Витязь-М», оборудованного АСКУ ДВТ. Источник: ГК 1520

Оборудование системой АСКУ ДВТ всего парка подвижного состава открывает широкий перечень опций и для единого диспетчерского центра. Диспетчер сможет не только визуально контролировать текущее местоположение трамвая на карте, но и корректировать маршрут, получать информацию о работе объектов напольной инфраструктуры и трамвая: текущей скорости, пробеге, заполняемости салона, даже о состоянии водителя. Скорость проезда по стрелке увеличится ровно в 3 раза. По нашим оценкам, интеграция АСКУ ДВТ во всем трамвайном комплексе Москвы позволит увеличить скорость проследования трамваев по маршрутам в среднем на 300% и повысить пропускную способность линий.

В начале 2022 года Правительство России одобрило программу модернизации трамвайного движения, участниками которой станут 13 крупнейших городов страны. Речь идет о Владивостоке, Иркутске, Ярославле, Краснодаре, Красноярске, Твери, Нижнем Новгороде, Перми, Курске, Саратове, Уфе, Южно-Сахалинске и Ростове-на-Дону. Цель программы – повысить уровень мобильности в городах, привлечь население с личного транспорта на общественный, сбалансировать рост пассажиропотока между видами транспорта. Такие масштабные проекты могут стать отправной точкой для цифровизации систем управления движением и внедрения передовых транспортных решений, обладающих значительным экспортным потенциалом.

Автор: Александр Дмитренко, руководитель направления городского рельсового транспорта «1520 Сигнал»