Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ОВС: «Целесообразно создать кластер подшипниковых компетенций на базе “Ростеха”»

22 апреля 2022
Время чтения ~ 5 мин
Тележка грузового вагона с кассетным подшипником
Тележка грузового вагона с кассетным подшипником. Источник rmrail.ru
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин

Россия: На фоне ситуации в Украине и последовавших жестких санкций в отношении России со стороны США и ЕС одними из самых обсуждаемых компонентов стали кассетные подшипники для грузовых вагонов. В России их производство организовано со значительным участием иностранных компаний – американскими Amsted Rail (действует cовместное предприятие c российской ЕПК) и Timken (действует совместное предприятие с вагоностроителем –  «Объединенной вагонной компанией»), а также шведской SKF (работает собственная дочерняя компания в России). За прошедшие несколько недель Amsted Rail объявила об уходе из России и выходе из совместного предприятия, Timken – об остановке всех операций в стране, SKF – о приостановке импорта в Россию. В рамках подготовки развернутого материала по теме ROLLINGSTOCK Agency направило запросы производителям подшипников, крупнейшим вагоностроителям, Минпромторгу России, а также побеседовало с исполнительным директором Союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) Евгением Семеновым.

Евгений Юрьевич, насколько на текущий момент российские вагоностроительные предприятия обеспечены кассетными подшипниками?

По нашим оценкам, запасы кассетных подшипников на складах вагоностроительных предприятий еще есть. Но, как известно, запасы имеют свойство заканчиваться. Важно учитывать, что отрасли требуется значительное количество таких подшипников под выполнение национальных задач роста грузоперевозок. По нашим оценкам, потребность в кассетных подшипниках в сегменте производства грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс на период до 2025 года составит более 750 тыс. единиц.

Возможно ли заменить подшипники, выпускаемые при участии Amsted Rail, Timken и SKF, на продукцию других поставщиков?

К сожалению, альтернативы внутри России нет – производство кассетных подшипников до сих пор не локализовано в полном объеме. Так, например, у нас не производятся ответственные детали подшипника, такие как сепаратор, ролики и уплотнения. Также отсутствует собственное производство смазки. В целом уровень локализации не превышает 40%. На пространстве ЕАЭС альтернатив кассетным подшипникам также нет.

В настоящее время предприятия, входящие в состав нашего объединения, сосредоточились на изучении китайского рынка как стратегического партнера. Там есть и свои наработки, и нужный объем. Но даже та продукция, которую смогли найти, все равно требует проведения определенной работы по омологации к российскому рынку. Других альтернатив на данный момент не найдено.

Для реализации таких задач вагоностроителями ведется работа по формированию ускоренного механизма сертификации подшипников в рамках недавно принятого постановления Правительства РФ об особенностях разрешительной деятельности в стране в 2022 году. Принятие данного документа, помимо прочего, упрощает процедуру ввоза импортной продукции из дружественных стран для замены комплектующих и деталей зарубежных компаний, ушедших с российского рынка, с соблюдением требуемого уровня безопасности железнодорожного движения.

Какая работа уже ведется с Китаем?

Уже идут переговоры о возможности локализации производства кассетных подшипников на территории России. Однако на первом этапе важно снизить существующие торговые барьеры. Так, при положительном решении о поставках кассетных подшипников (или их деталей) из Китая необходимо провести работу с Минпромторгом России по временному снятию антидемпинговой пошлины на кассетные подшипники, введенной в отношении китайских производителей.

Производство кассетных подшипников Производство кассетных подшипников. Источник: abiznews.net

Может ли Россия самостоятельно производить кассетные подшипники?

К сожалению, нами были утрачены компетенции по производству подшипников, заложенные еще в советское время. Это довольно сложная в производстве продукция, для ее выпуска необходимо применение высокоточного производственного и испытательного оборудования, которого у нас в стране нет.

Как мной уже отмечалось, отдельные части кассетных подшипников и смазка не локализованы на нашей территории. И происходит это именно из-за отсутствия материально-технической базы и соответствующего финансирования данного сегмента рынка.

Сейчас в условиях цейтнота вагоностроители прорабатывают вопрос о поставке кассетных подшипников из других стран, но считаем критически важным и необходимым в перспективе сосредоточиться на восстановлении и развитии собственного подшипникового кластера для всех отраслей промышленности путем государственного субсидирования или софинансирования НИОКР и строительства новых, высокотехнологичных производств.

Создать такой кластер, на наш взгляд, возможно на площадке крупнейшей ГК «Ростех», обладающей необходимыми компетенциями и имеющей возможность достичь синергетический эффект от применения различных разработок, проектируемых в рамках широкого круга предприятий, входящих в состав корпорации. Такая работа, мы уверены, даст свои плоды, и это будет не только в плане обеспечения независимости от импорта, но и отразится на создании дополнительных рабочих мест и налоговых отчислениях в бюджет.

При этом, важно подчеркнуть, что нами потеряны компетенции и в области производства цилиндрических подшипников, являющихся критически важным узлом для вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс (в 2021 году было выпущено 37,8 тыс. вагонов на таких подшипниках). Основным поставщиком такой продукции является Степногорский подшипниковый завод, входящий в ЕПК.

Как в текущих условиях изменилась цена на кассетные подшипники?

По законам работы рынка при текущем дефиците, естественно, цена идет вверх. Уже есть зафиксированные случае увеличения цены на кассетные подшипники из числа последних поставок.

Беседовал Сергей Белов