Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Технологический суверенитет как базовый принцип ТМХ

24 августа 2023
Время чтения ~ 12 мин
Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0».
Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0». Источник: ТМХ
Время чтения ~ 12 мин

Тектонические сдвиги на международной арене, наложившиеся в прошлом году на 20-летие «Трансмашхолдинга» (ТМХ), подтвердили актуальность обеспечения технологической независимости в железнодорожном машиностроении. При этом акцент на максимальное развитие собственных инженерных и производственных компетенций ТМХ закладывал гораздо раньше с пониманием возможных рисков.

Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международному железнодорожному салону «PRO//Движение.Экспо» 2023 года

В ТМХ технологический суверенитет в качестве стратегической задачи определили еще более десяти лет назад, когда невозможно было предположить события 2022 года, говорит гендиректор холдинга Кирилл Липа. Еще в период более дружеских отношений с западными партнерами и активного трансфера технологий в холдинге понимали, что главной целью является не копирование иностранных разработок, а создание уникального продукта. «Этот процесс будет эффективным только тогда, когда мы будем создавать собственные конкурентные технологии», — отмечает глава ТМХ.

Каждый день — десяток новых единиц техники

Роль ТМХ является стратегической в экономике России: по итогам 2022 года доля производителя на российском рынке варьировалась от 76 до 100% в зависимости от вида подвижного состава, по объемам поставок холдинг занимает 5-е место в мире. За два десятилетия истории холдинга его предприятия выпустили более 90 тыс. единиц рельсовой техники, в том числе более 7,6 тыс. секций магистральных электровозов, более 6 тыс. секций тепловозов, более 15 тыс. пассажирских вагонов локомотивной тяги, более 9 тыс. вагонов электропоездов, более 6,8 тыс. вагонов метро и др. Таким образом в ежедневном режиме холдинг выпускает как минимум 10 новых единиц подвижного состава. Высокую ритмичность производства обеспечивают свыше 38 тыс. человек, работающих в ТМХ, а задачу внедрения новинок решают более 1,3 тыс. конструкторов, инженеров, разработчиков и ученых.

ТМХ поставляет продукцию не только заказчикам на традиционных для себя рынках колеи 1520 мм, но и планомерно расширяет пул клиентов за счет поставок подвижного состава в дальнее зарубежье. «Экспорт у нас занимает 10% (от выручки. — Прим. ред.). Безусловно, это в первую очередь страны, которые сейчас принято называть дружественными», — продолжает Липа.

Так, в начале 2023 года контракт ТМХ на поставку 1350 пассажирских вагонов в Египет был дополнен пакетом соглашений, предусматривающих организацию техобслуживания этого разработанного в Твери подвижного состава в течение 12 лет. В результате общий портфель ТМХ в стране вырос до €1,43 млрд. Также ТМХ стал победителем тендера на поставку и обслуживание 120 шестнадцативагонных поездов Vande Bharat в Индии. Общая стоимость проекта составит с учетом индексации — до $6,5 млрд, это один из крупнейших единоразовых заказов в мире. «Для нас это первый выход в такую крупную страну. Очень большую поддержку нам оказывают Министерство иностранных дел, Министерство промышленности и торговли», — сообщал Кирилл Липа премьер-министру России Михаилу Мишустину в конце июля.

С опорой на собственные силы

Выполняя поручения Президента России, правительство в апреле этого года определило приоритетные направления проектов технологического суверенитета, в них вошло железнодорожное машиностроение. В этой сфере будут реализовываться инициативы по выпуску в том числе беспилотных локомотивов, высокоскоростных поездов, вагонов метро, ключевых комплектующих и др. Согласно концепции технологического развития на период до 2030 года, которую в конце мая утвердил Михаил Мишустин, импортозамещение широкой номенклатуры продукции и комплектующих изделий наряду с внедрением наилучших доступных технологий и реализацией крупнейших высокотехнологичных проектов должны обеспечить сохранение устойчивого функционирования и развития производственных систем в стране.

При этом стратегию промышленного развития ТМХ не пришлось кардинально адаптировать под национальные задачи, так как она уже была сфокусирована на развитии собственных компетенций в разработке и производстве подвижного состава. Практически по всей номенклатуре импортных комплектующих холдинг и ранее стремился расширить или создать собственное производство аналогов и поддержать российских поставщиков компонентов.

«На сегодня по всем видам подвижного состава созданы модификации, не зависящие от поставок из недружественных стран. — говорит Липа. — Эта работа была успешно завершена в конце 2022 года. Отдельные образцы подвижного состава еще проходят испытания, в то время как многие уже поставляются заказчикам». Кроме того, запущенная ТМХ полномасштабная программа по импортозамещению уже в начале минувшей весны позволила значительно сократить долю импортных комплектующих в общем объеме закупок холдинга. По состоянию на начало июня ТМХ заместил более 2 тыс. компонентов, включая мелкую номенклатуру: от контакторов до клемм и разъемов.

Важнейшая работа ведется холдингом в направлении двигателестроения. За счет собственных средств и льготных займов из Фонда развития промышленности (ФРП) сегодня ТМХ осваивает компетенцию, которой ранее не было в России, — полноценное производство линейки дизельных двигателей нового поколения для подвижного состава и другого применения. Инвестиции в размере более 26 млрд руб. пойдут на создание на входящем в холдинг Коломенском заводе производств компонентов цилиндропоршневой группы и коленчатых валов, вкладышей и шатунных втулок, распределительных валов, приводов насосов и других компонентов. В соответствии со стратегическими целями государства по развитию рынка газомоторного топлива инженерами ТМХ сегодня также создаются двигатели, работающие на сжиженном природном газе.

При этом важно, что на сегодняшний день вся конструкторская документация ТМХ на подвижной состав — это собственные разработки холдинга. Профильное подразделение «ТМХ Инжиниринг» создает продукт, ориентированный на отечественные комплектующие, которые по качеству не уступают иностранным. Таким образом производитель обеспечивает не только безопасность на подвижном составе, но и безопасность будущего, что особенно важно в условиях непредсказуемой геополитической обстановки. По словам Кирилла Липы, конструкторская документация содержит на каждый блок по несколько комплектаторов для обеспечения безопасности поставки.

ТМХ инвестирует собственные средства и в развитие поставщиков. В частности, 2 млрд руб. холдинг направит на создание и развитие новейшего Центра преобразовательной техники. Благодаря этому проекту на базе предприятия «Электровыпрямитель» в Саранске развернут выпуск широкой номенклатуры электрооборудования, используемого в конструкции современной рельсовой техники: реле, панелей, контакторов, дросселей, сухих трансформаторов, индуктивных шунтов, сглаживающих реакторов, блоков аппаратов, шкафов для электровозов, аппаратных камер, пультов машинистов, выпрямителей питания обмоток возбуждения тяговых и вспомогательных генераторов, преобразователей собственных нужд для тепловозов и пассажирских вагонов и другой продукции.

Важная работа ведется в Саратове, на Заводе автономных источников тока (ЗАИТ, в составе «ТМХ Энергетические решения»). ТМХ завершил на предприятии процедуру финансового оздоровления, наращивается выпуск аккумуляторов для электропоездов «Иволга 3.0», поездов метро «Москва-2020» и «Балтиец». В планах — модернизация и расширение производства, техническое перевооружение и освоение новой продукции.

Асинхронный электродвигатель ДТА-380У1 для поезда «Иволга 3.0» Асинхронный электродвигатель ДТА-380У1 для электропоезда «Иволга 3.0». Источник: ТМХ

Холдинг также продолжает заниматься модернизацией производства собственных промышленных площадок. Так, при поддержке ФРП дочерняя компания «ТМХ-Электротех» направляет более 6 млрд руб. на увеличение выпуска асинхронных тяговых двигателей для магистральных локомотивов и освоение производства электродвигателей, применяемых в электропоездах и вагонах метро. Результаты этой работы уже есть: поставлен в производство двигатель ДТА-200Т для маневровых тепловозов нового поколения ТЭМ 23, одобрен серийный выпуск двигателей ДТА-380У1 для электропоездов «Иволга 3.0», созданы опытные образцы асинхронных электродвигателей ДТА-170 для метропоездов.

Новые машины для новой экономики

Цель всей проводимой масштабной работы по компонентной базе — обеспечить заказчиков современным, эффективным и надежным подвижным составом, который не зависит от внешнеэкономических и политических рисков.

Так, создан новейший электропоезд постоянного тока ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0». Это первая машина с конструкционной скоростью 160 км/ч, которая полностью спроектирована и изготовлена в России, в его производстве задействовано более 600 компаний со всей страны. К тому же было повышено ускорение до 1 м/с2 для эксплуатации в городской черте. С весны «Иволги 3.0» пошли в эксплуатацию на Московских центральных диаметрах: за счет улучшенных характеристик и новаций в салоне эти поезда призваны вывести комфортабельность и мобильность общественного транспорта столицы России на новый уровень. В ближайшее время ТМХ планирует представить и новую модификацию — «Иволгу 4.0» с трехдверным исполнением вагонов для повышения скорости и удобства процессов посадки и высадки пассажиров.

Также в 2023 году прошел сертификацию созданный на российской компонентной базе электропоезд ЭП2ДМ (постоянный ток) и ресертификацию — ЭП3Д (переменный). Доля отечественных компонентов в обеих машинах составляет 99%.

На Брянском машиностроительном заводе (входит в ТМХ) была выпущена другая значимая машина нового поколения —маневровый тепловоз ТЭМ23. Этот локомотив сочетает в себе наиболее актуальные тенденции мирового локомотивостроения: четырехосное исполнение, конструкция из взаимозаменяемых модулей, двухдизельное исполнение для повышения эффективности и ремонтопригодности и другие решения. Например, одной из опций ТМХ предлагает установку системы «Автомашинист», обеспечивающей высокую автоматизацию маневровой работы вплоть до беспилотной. Первый тепловоз в мае этого года был передан «Северстали» для прохождения подконтрольно-демонстрационной эксплуатации на Череповецком металлургическом комбинате. В конце июня второй локомотив направили в РЖД на эксплуатационные испытания.

Маневровый тепловоз ТЭМ23 Маневровый тепловоз ТЭМ23. Источник: ТМХ

Ярким примером движения к технологическому суверенитету стал выпуск в 2022 году магистрального тепловоза 3ТЭ28. Относительно предыдущей версии — тепловоза 3ТЭ25К2М — он получил ряд обновлений, основное из которых — замена дизельного двигателя американского производства на силовую установку 18-9ДГМ, созданную холдингом и производимую на Коломенском заводе. В июле был направлен на испытания второй тепловоз 3ТЭ28, собранный полностью из российских компонентов. Этот локомотив, способный тянуть составы до 7100 т на участках со сложным рельефом, разработан для обеспечения бесперебойных грузоперевозок на неэлектрифицированных участках Восточного полигона, что важно в условиях корректировки направлений российского экспорта и импорта.

Магистральный тепловоз 3ТЭ28 Магистральный тепловоз 3ТЭ28. Источник: ТМХ

ТМХ работает и над задачами устойчивого развития российского железнодорожного транспорта. На салоне «PRO//Движение.Экспо» будет представлен контактно-аккумуляторный маневровый электровоз ЭМКА2. Аккумуляторы для него созданы на ЗАИТе. Эта экологичная машина должна заменить дизельную тягу на пассажирских вокзалах и в больших депо. Также в партнерстве с РЖД, «Росатомом» и администрацией Сахалина машиностроитель продолжает работать над проектом водородного поезда.

Сегодня ТМХ получает беспрецедентную поддержку государства в своих проектах. Создавая передовой подвижной состав и активно внедряя отечественную компонентную базу, холдинг не только способствует технологическому суверенитету страны, но и закладывает огромный потенциал российского высокотехнологичного экспорта.