Россия: Акционеры «Трансмашхолдинга» (ТМХ) создали сервис шеринга станков. Он предполагает, что сторонний машиностроитель может в онлайн-режиме заказать производство необходимых деталей в том числе на оборудовании заводов крупнейшего российского производителя подвижного состава.
О проекте газете «Ведомости» рассказал гендиректор холдинга Кирилл Липа. «ТМХ совместно со «Станкоремсервисом» и пятью крупнейшими холдингами страны в самых разных отраслях промышленности предложили создать платформу, которая позволит совместно использовать имеющиеся промышленные установки и поддерживать их в работоспособном состоянии. А в недалеком будущем еще и снабжать их необходимыми расходными материалами и комплектующими», — цитирует издание главу ТМХ.
Кирилл Липа является контролирующим акционером ТМХ. По данным «Ведомостей», ему, председателю совета директоров холдинга Дмитрию Комиссарову, а также структурам предпринимателей Искандара Махмудова и Андрея Бокарева принадлежит 79,4% холдинга. Еще 20% ТМХ владеет французская Alstom.
В последние годы производитель направлял значительные средства на модернизацию производственных мощностей и закупку производственного оборудования: так, в 2015-2021 годах инвестиции ТМХ в производственный комплекс достигли практически 60 млрд рублей. Также несколько лет реализуется программа цифровизации производственных площадок холдинга.
В свою очередь компания «Станкоремсервис» была создана в 2012 году: как указано на сайте, обслуживаемый парк, включая станки с ЧПУ, составляет 1125 единиц. Среди клиентов «Станкоремсервиса» заявлены все основные заводы ТМХ.
Базой для проекта должна стать цифровая платформа «Частная информационная система Промышленность» (ЧИСП). Проект платформы в 2019 году при поддержке Минпромторга России (была выделена субсидия) начинал реализовывать Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), входящий в ТМХ. ЧИСП уже включает сервис «Контрактор», который в онлайн-режиме должен позволять находить свободные площадки для изготовления деталей по чертежам заказчика.
О работе сервиса «Контрактор»
В целом предполагается, что платформа ЧИСП станет основной точкой агрегирования данных и взаимодействия в машиностроении по целому ряду процессов. Так, уже действуют сервис электронной торговли eTrade и биржа экспертов Smart Force, где размещаются заказы от промышленных предприятий на выполнение различных конструкторских и инженерных задач, а взять их к выполнению могут зарегистрированные на бирже специалисты. Как отмечает Кирилл Липа, в экосистеме Smart Force на данный момент зарегистрированы 2,5 тыс. человек.
Дополнительно в 2020 году заявлялось, что предполагается интеграция ЧИСП и в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП), курируемую Фондом развития промышленности и Минпромторгом России.