Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Водород, беспилот, ESG и «Промышленность 4.0»: обзор программы стандартизации на 2022 год

29 ноября 2021
Время чтения ~ 3 мин
Центральный офис Росстандарта
Центральный офис Росстандарта. Источник: energosmi.ru
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Россия: Росстандарт утвердил программу национальной стандартизации (ПНС) на следующий год. Согласно ПНС, ТК 045 «Железнодорожный транспорт» должен в 2022 году представить 13 проектов первых редакций стандартов, ТК 150 «Метрополитены» – 10.

Как отмечает ведомство, технические комитеты представили к разработки более 1 700 новых тематик, а всего работа будет вестись над более чем 4 800 документами.

Значительное внимание в ПНС-2022 уделено созданию нормативной базы для внедрения водородного топлива. В частности, планируется пересмотреть технические условия на водородное топливо, общие требования к безопасности водородных систем, разработать требования к топливным элементам и их компонентам, заправочным станциям, криогенному оборудованию, в том числе топливным бакам. Практически все работы предполагается вести за счет средств разработчиков. В то же время на средства федерального бюджета в 2022 должен быть разработан стандарт, определяющий общие требования к эксплуатации систем транспортирования и хранения жидкого водорода. Его утверждение запланировано на апрель 2023 года. Работы курирует ТК 029 «Водородные технологии».

Также предполагается к разработке много тем, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Основную часть работ ведет профильный ТК 164 «Искусственный интеллект», которым в ПНС заявлен ряд проектов за счет федерального бюджета, в том числе формирование общих технических требований на системы ИИ для автономного управления движением промышленного транспорта и к системам машинного зрения, разработка основных положений об ИИ в машиностроении.

Дополнительно ТК 022 «Информационные технологии» на средства федерального бюджета должен к концу августа 2022 года разработать первую редакцию общих требований к автоматизированным системам управления. В свою очередь ТК 045 за счет средств разработчиков планирует подготовить стандарты, определяющие методы контроля работы систем управления подвижным составом в автоматическом и дистанционным режимах, а также утверждающие общие технические требования к системе единого времени для автоматизированного ж/д транспорта.

Также среди новых тем ТК 045 – требования к проектированию, выполнению и контролю качества стальных конструкций подвижного состава, метод определения времени бездренажного хранения СПГ в локомотивах, общие технические условия для бортовых криогенных емкостей для локомотивов на СПГ, пересмотр порядка разработки и постановки подвижного состава на производство и др.

Среди тем, заявленных ТК 150, есть разработка методов испытаний по соответствию подвижного состава требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, общих требований безопасности и методов испытаний аккумуляторных батарей, требований к креслу машиниста, дверному оборудованию и др.

Примечательны заявленные работы в направлениях устойчивого развития и внедрения концепции «Промышленность 4.0».  Так, ТК 483 «Экономика замкнутого цикла, совместное потребление и устойчивое финансирование» должен за счет средств разработчиков подготовить проект стандарта в части терминов и определения устойчивого развития, а ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований» – стандарты на показатели и оценку инновационной и производственной активности промышленных предприятий (оба – за счет федерального бюджета).

ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» должен разработать общие требования к системе стандартов «Промышленность 4.0» и ряд сопутствующих документов. В свою очередь ТК 700 «Математическое моделирование и высокопроизводительные вычислительные технологии» планирует подготовить общие требования к сертификации компьютерных моделей, а также требования к цифровым испытательным стендам.