Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Максим Тарабрин: «Транзакционные издержки экспорта сегодня достигают 50% от стоимости контракта»

10 августа 2022
Время чтения ~ 6 мин
Диагностический комплекс «СЕВЕР-1435» на испытаниях в Чехии
Диагностический комплекс «СЕВЕР-1435» на испытаниях в Чехии. Источник: Фирма ТВЕМА
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Диагностическая система «ЭХО-КОМПЛЕКС» производства «Фирмы ТВЕМА» прошла в середине июля сертификационные испытания на соответствие европейскому стандарту EN 16729 в Чехии. Заказанный национальной железнодорожной компанией Словакии ŽSR комплекс «СЕВЕР-1435», на котором установлена система, отправился после этого в Братиславу для завершения динамических и тормозных испытаний в соответствии с требованиями норм TSI. Подвижной состав для диагностики пути – тот сегмент, где сошлись значительные российские компетенции в сфере железнодорожного машиностроения, информационных технологий и математики. Именно поэтому российские диагностические машины пользуются устойчивым спросом по всему миру. О реализации контракта в Словакии, работе на индийском рынке и вызовах современного дня ROLLINGSTOCK рассказал замгендиректора по развитию бизнеса «Фирмы ТВЕМА» Максим Тарабрин.

Максим Владимирович, какой объем поставок предполагает контракт c ŽSR и какие по нему дальнейшие шаги?

Всего для ŽSR будут поставлены 2 самоходных комплекса «СЕВЕР-1435» в разных исполнениях. Один предназначен для контроля рельсов, имеет две секции и эксплуатационную скорость до 120 км/ч, на нем установлены системы ультразвуковой и вихретоковой дефектоскопии, а также комплекс видеоконтроля поверхности катания. Второй – путеизмерительный, односекционный, имеет эксплуатационную скорость до 160 км/ч, к установке предусмотрены путеизмерительная система, системы контроля геометрии и волнообразного износа рельсов, габарита приближения строений, а в перспективе возможно дооснащение комплексом видеоконтроля верхнего строения пути.

«СЕВЕР-1435» изначально проектировался как диагностическая машина, с учетом возможности установки различных измерительных систем под рамой кузова и на крыше. Двигатели имеют подвагонное исполнение, что позволяет выделить для нужд экипажа полезную площадь в интерьере по всей немалой (более 25 м) длине автомотрисы.

Базовая модель автомотрисы, поставленная нами ранее в Сербию, была сертифицирована по нормам TSI. Сертификационные испытания двухсекционной версии на сегодняшний день уже успешно завершены, к концу августа ждем протоколы испытаний и обновленный сертификат, после чего будут оформляться документы на постоянную эксплуатацию на сети ŽSR. Рассчитываем закончить всю работу и передать окончательно машину заказчику в октябре этого года.

Какая доля в ваших поставках приходится на рынок стран ЕС?

Эти страны никогда не были для нас ключевым рынком из-за ряда своих особенностей: разобщенность железнодорожных систем в политике диагностики, сильный лоббизм местных производителей, малый объем закупок диагностической техники в целом. Наибольшая доля поставок в ЕС в нашем годовом обороте составляла около 10%. Тем не менее, наши технологии пользуются спросом и сейчас эксплуатируются в Германии, Франции, Финляндии, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Румынии, Болгарии.

Как работаете в направлении экспорта в текущих условиях?

Экспортный рынок продолжает быть открытым, но с ограничениями. Есть две глобальные проблемы. Первая – это запрет на участие, прямое и косвенное, в проектах с европейским и американским государственным финансированием. А это абсолютно все железнодорожные проекты в странах ЕС, а также за пределами Евросоюза, где финансирование обеспечивается ЕБРР, МВФ, Всемирным банком и т.д. Для продолжения работы нам сегодня приходится сотрудничать с фирмами-партнерами из ЕС или нейтральных стран, что сильно усложняет формальную работу с документами при участии в тендерах и реализации договоров, а также снижает для заказчика ценность продукта, получаемого за единицу стоимости. Так, транзакционные издержки на такие схемы могут достигать 50% от стоимости контракта, а в некоторых случаях из-за санкционных ограничений вообще приходится переносить производство продукции по конкретному проекту на внешние площадки за рубежом!

Вторая проблема заключается в том, что прямые закупки комплектующих из западных фактически заблокированы. Это касается как специализированных железнодорожных комплектующих, так и обычной промышленной электроники. Основные партнеры стараются идти навстречу при отгрузке своей продукции для целей проектов вне России, но по некоторым незаменимым позициям есть серьезные ограничения. Для покрытия собственной потребности в компонентах мы подбираем альтернативную номенклатуру комплектующих среди российских и китайских вариантов, а также еще в апреле решили для себя вопрос по импорту высокотехнологичных компонентов, которые невозможно заменить в среднесрочной перспективе. В решении этих обоих вопросов мы и наша международная сеть партнеров с радостью готовы помочь и другим российским предприятиям отрасли.

Бурно развивается железнодорожная система Индии. Выходите на нее?

Индийский рынок средств диагностики находится в зачаточном состоянии, хотя и очень перспективен в плане требуемых объемов продукции. Мы активно работаем в Индии по поставке измерительных систем: сейчас там проходят приемку 3 комплекта систем ITMS (Integrated Track Monitoring System) – аналогов комплексов, установленных на поездах «Спринтер-Интеграл», которые мы поставляем для РЖД. Надеемся в ближайшие недели завершить этот процесс несмотря на все сложности и различия в подходах к испытаниям и приемке.

Диагностический вагон с системой Integrated Track Monitoring System от «Фирмы ТВЕМА» в Индии Диагностический вагон с системой Integrated Track Monitoring System от «Фирмы ТВЕМА» в Индии. Источник: Фирма ТВЕМА

Более масштабные поставки, особенно в части подвижного состава, проблематичны ввиду особенностей рынка. В Индии имеется несколько производителей путевой техники, в том числе автомотрис, пригодных для использования в качестве носителя для измерительных систем. Мы находимся в партнерских отношениях с некоторыми из них, но объективно уровень технологического развития их продукции находится на стадии 1960-1970-х годов, что при этом вполне устраивает заказчика. В связи с этим мы не делаем масштабных попыток зайти на этот высококонкурентный и низкомаржинальный рынок, но предпочитаем сосредоточиться на продвижении high-end измерительных систем, по которым наша компания входит в тройку ведущих в мире.

Беседовал Сергей Белов