Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Об актуальности включения ж/д транспорта и ж/д машиностроения в нацпроекты техсуверенитета

1 апреля 2024
Время чтения ~ 3 мин
Производство электровозов с новыми кабинами на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в ТМХ)
Производство электровозов с новыми кабинами на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в ТМХ). Источник: НЭВЗ
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Россия: В марте «Ведомости» со ссылкой на свои источники анонсировали перечень из 12 нацпроектов технологического суверенитета, сформированных правительством страны. В нем представлены важные проекты для развития России, но железнодорожного транспорта среди них нет. Насколько это корректно?

В кризис 2022-2023 годов железные дороги в очередной раз подтвердили свою роль устойчивой основы транспортной системы России и экономики в целом. Производители рельсового подвижного состава сохранили и по ряду направлений нарастили выпуск продукции, в отличие от других зачастую более обласканных ранее госфинансированием отраслей. Более того, машиностроители оперативно ускорили проекты по импортозамещению ключевых комплектующих и созданию новых российских производств, а также в целом сохраняют вектор конструктивного инновационного развития с упором на свои разработки (у RSA выходил подробный отчет по этому вопросу).

Какие требования к нацпроектам?

Как отметил Президент России Владимир Путин в февральском послании Федеральному собранию нацпроекты должны быть направлены:

🔶 на достижение независимости в здравоохранении и продовольственной безопасности,

🔶 на достижение технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны (включая транспорт),

🔶 создание глобально конкурентных продуктов, опирающихся на уникальные отечественные разработки,

🔶 налаживание внутренних кооперационных цепочек и международных технологических платформ, серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих.

Отвечает ли им железнодорожная отрасль?

Деятельность железнодорожного транспорта и профильных машиностроителей полностью соответствует большинству направлений национальных проектов технологического суверенитета. К тому же российский подвижной состав уже конкурентен на мировом рынке. В последние годы наращивание российского экспорта железнодорожного машиностроения сдерживают только санкционные и прочие нерыночные барьеры.

Сейчас перед железнодорожным транспортом и производителями стоят глобальные задачи и вызовы (многие отражены в принятой ранее стратегии обрабатывающей промышленности), в частности:

✔️ создание высокоскоростной магистрали и поезда со скоростью 360 км/ч,

✔️ запуск беспилотного движения,

✔️ развитие предиктивной аналитики,

✔️ увеличение провозной способности инфраструктуры Восточного полигона при сохранении объемов вывоза грузов во время проведения работ по модернизации и ремонту,

✔️ разработка и запуск новых локомотивов, электропоездов, вагонов для новых перспективных условий работы,

✔️ обеспечение стабильной работы транспортной системы под санкционным давлением.

Все эти задачи являются далеко нетривиальными и соответствуют актуальным направлениям развития в наиболее развитых железнодорожных системах мира. После их решения российские перевозчики и производители получат практический опыт, создадут и разовьют новые российские производства и продукты. В результате они смогут экспортировать уникальные технические и технологические решения.

Тем самым включение железнодорожного транспорта и профильного машиностроения в нацпроекты техногологического суверенитета, на мой взгляд, является обоснованным и необходимым.

Автор: Александр Поликарпов, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK