Россия: В марте «Ведомости» со ссылкой на свои источники анонсировали перечень из 12 нацпроектов технологического суверенитета, сформированных правительством страны. В нем представлены важные проекты для развития России, но железнодорожного транспорта среди них нет. Насколько это корректно?
В кризис 2022-2023 годов железные дороги в очередной раз подтвердили свою роль устойчивой основы транспортной системы России и экономики в целом. Производители рельсового подвижного состава сохранили и по ряду направлений нарастили выпуск продукции, в отличие от других зачастую более обласканных ранее госфинансированием отраслей. Более того, машиностроители оперативно ускорили проекты по импортозамещению ключевых комплектующих и созданию новых российских производств, а также в целом сохраняют вектор конструктивного инновационного развития с упором на свои разработки (у RSA выходил подробный отчет по этому вопросу).
Какие требования к нацпроектам?
Как отметил Президент России Владимир Путин в февральском послании Федеральному собранию нацпроекты должны быть направлены:
🔶 на достижение независимости в здравоохранении и продовольственной безопасности,
🔶 на достижение технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны (включая транспорт),
🔶 создание глобально конкурентных продуктов, опирающихся на уникальные отечественные разработки,
🔶 налаживание внутренних кооперационных цепочек и международных технологических платформ, серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих.
Отвечает ли им железнодорожная отрасль?
Деятельность железнодорожного транспорта и профильных машиностроителей полностью соответствует большинству направлений национальных проектов технологического суверенитета. К тому же российский подвижной состав уже конкурентен на мировом рынке. В последние годы наращивание российского экспорта железнодорожного машиностроения сдерживают только санкционные и прочие нерыночные барьеры.
Сейчас перед железнодорожным транспортом и производителями стоят глобальные задачи и вызовы (многие отражены в принятой ранее стратегии обрабатывающей промышленности), в частности:
✔️ создание высокоскоростной магистрали и поезда со скоростью 360 км/ч,
✔️ запуск беспилотного движения,
✔️ развитие предиктивной аналитики,
✔️ увеличение провозной способности инфраструктуры Восточного полигона при сохранении объемов вывоза грузов во время проведения работ по модернизации и ремонту,
✔️ разработка и запуск новых локомотивов, электропоездов, вагонов для новых перспективных условий работы,
✔️ обеспечение стабильной работы транспортной системы под санкционным давлением.
Все эти задачи являются далеко нетривиальными и соответствуют актуальным направлениям развития в наиболее развитых железнодорожных системах мира. После их решения российские перевозчики и производители получат практический опыт, создадут и разовьют новые российские производства и продукты. В результате они смогут экспортировать уникальные технические и технологические решения.
Тем самым включение железнодорожного транспорта и профильного машиностроения в нацпроекты техногологического суверенитета, на мой взгляд, является обоснованным и необходимым.
Автор: Александр Поликарпов, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK